О сайте

Клуб любителей Египта

Тест

Немного о пирамидах

И снова Хатшепсут

Солнечные боги

Для них сиял солнечный диск

Жизнь после жизни

Несколько советов и в путь...

Среди бескрайних песков

Египет египтяне

Живой бог

О первой царице Египта

Во власти солнечного диска

На восходе

Египетские приключения, часть 1

Египетские приключения, часть 2

Египетские приключения, часть 3

Цикл стихов

Древнеегипетская терминология

Хронологическая таблица

Карты

Мой Египет 

Египет глазами художника

Амарнский период в истории Египта

Древнеегипетский календарь

О значении древнеегипетских имен. Божественное в земном

О ней слагают легенды

Древние города Египта

Древний Египет и Христианство

Эхнатон - многогранная личность или тайна, затерянная в веках (работа членов клуба)

Стихи членов Клуба

 

На главную страницу

 

АМАРНСКИЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ ЕГИПТА

Амарнским периодом (или Амарной) в истории Древнего Египта принято называть эпоху правления фараона XVIII династии Эхнатона (1351-1334 гг. до н.э.). Амарна стала яркой вспышкой, всколыхнувшей традиционную египетскую культуру, своеобразной революцией, отголоски которой слышались на протяжении всей последующей древнеегипетской истории.

При Аменхотепе III (1388-1351 гг. до н.э.) Египет достигает своего расцвета. Он утопает в роскоши. Власть фараона становится поистине беспредельной, вплоть до того, что Аменхотеп Ш при жизни почитается как бог. Вместе с почитанием фараона небывалого размаха достигает почитание Амона, издревле считавшегося покровителем царской власти. Именно в это время начинается строительство грандиозного храма царя всех богов в Карнаке, ставшего впоследствии одним из самых известных храмов древнего мира. Но такой расцвет культа верховного бога имел достаточно сильные отрицательные стороны. Из концепции покровительства Амона над царской властью вытекала идея ее зависимости от воли бога, толкователями которой были жрецы. Жречество, постепенно набирая силу, становится соперником фараона и претендует на управление страной. В этой ситуации главной задачей фараона становится подрыв авторитета жрецов, в первую очередь, Амона. Решением этой проблемы могло бы стать противопоставление культу Амона культа иного бога, который целиком бы поддерживал царскую власть. И вот на престол вступает сын Аменхотепа III – Аменхотеп IV. При нем в ответ на усиливающиеся влияния жрецов Амона начинается возвышение культа второстепенного до этого божества Атона – видимой формы солнечного диска. Выбор солнечного божества был не случаен, потому что солнце в Древнем Египте всегда было окружено особым почетом. Аменхотеп IV принимает новое имя – Эхнатон (“Действенный дух Атона”). Он покидает столицу страны Фивы и в среднем течении Нила основывает новую – Ахетатон, “Горизонт Атона”, на месте которого находится современная деревушка Телль-эль-Амарна (отсюда и название исторического периода). Вскоре Эхнатон возводит почитание Атона в ранг государственной религии, запрещая культы всех остальных богов.

Древнеегипетское искусство всегда было тесно связано с религией, художественные каноны считались священными и часто были отражением религиозного мировоззрения. Поэтому неудивительно, что религия Атона получила отражение и в искусстве. Изменить искусство – значило внести вклад в великую религиозную революцию, освободиться от прежних канонов, связанных со старыми “ложными” богами. Главным мотивом искусства Амарны стал “поиск истины”, который выразился в общей реалистической направленности этого искусства.

Марина Карандасова

 

АРХИТЕКТУРА АМАРНЫ

АМАРНСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ЛИТЕРАТУРА АМАРНЫ

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Hosted by uCoz