Амарнский период

 

Архитектура Амарны

 

Амарнское изобразительное искусство

 

Литература Амарны

 

Библиография

АРХИТЕКТУРА АМАРНЫ

Амарнская архитектура – это, главным образом, архитектура новой египетской столицы Ахетатона. “Великая очарованием, радующая глаз своей красотой”, - такими словами один из жителей Ахетатона описал новый город, священную резиденцию бога Атона. В архитектуре Амарны лаконично сочетались традиционные черты и новые приемы.

Ахетатон, в отличие от многих древнеегипетских городов, строился по единому плану, поэтому имел хорошую четкую планировку. М.Э.Матье пишет, что центральную часть города занимали главный храм Атона с жилищами жрецов и большими складами, царский дворец и официальные учреждения, а также казармы. Остальная часть города состояла из жилых домов. В северной и южной части Ахетатона располагались еще две царские резиденции. Основные дорожные магистрали традиционно шли вдоль берега Нила. В целом, Ахетатон представлял собой вытянутый вдоль Нила прямоугольник.

Большой храм Атона, “Дом Атона в Ахетатоне”, был религиозным центром города. При его постройке был применен материал, не характерный для древнеегипетской храмовой архитектуры – кирпич-сырец. Обычно из кирпича-сырца строились здания гражданской архитектуры, для храмов же традиционно использовался камень. Такое необычное решение было вызвано тем, что Ахетатон сооружался в рекордно быстрые сроки, поэтому было выгоднее использовать для храмов материал, из которого строился весь город (в его архитектуре встречался камень, но его не хватило бы для строительства большого здания), чем тратить время на доставку камня из отдаленных каменоломен.

Храм Атона был ориентирован с востока на запад, что было традиционно для древнеегипетской архитектуры. Он как бы повторял дневное движение солнца по небу. Храм, как обычно, окружала стена. В этой стене в обрамлении двух пилонов (башен с наклонными сторонами и плоскими вершинами) находились ворота. Перед пилонами были закреплены высокие деревянные мачты с флагами. Однако в остальном архитектура храма Атона отличалась от традиционной. Обычный древнеегипетский храм представлял собой анфиладу открытых дворов и крытых колонных залов, называемых гипостильными. Эта анфилада заканчивалась маленьким темным помещением без окон - наосом (святилищем), в котором стояла статуя божества. В храме Атона не было ни крытых залов, ни наоса. Он представлял собой чередование открытых дворов. Каждый двор имел в середине прямой, слегка приподнятый проход, по обеим сторонам которого правильными рядами располагалось множество маленьких жертвенников. В центре стоял большой алтарь. Около пилонов, которые отделяли некоторые части храма, находились небольшие павильоны с царскими статуями и колоннами в виде бутонов папируса.

Такая планировка храма была неслучайной. Она была тесно связана с религией Атона. Атон – единый бог, повелитель всего во Вселенной. Истинный его храм – это все небо. Поэтому его проекцией на земле (каждый древнеегипетский храм считался “образом неба на земле”) может стать только здание, открытое навстречу огромному небу, с которого без всяких ограничений льется божественный свет. Как пишет К.Жак, именно этим объясняется отсутствие крытых залов. Верующие могли общаться с богом во всех помещениях храма, их не отделял от него никакой “экран”. Наличие многочисленных жертвенников было обусловлено, скорее всего, стремлением Эхнатона показать другим людям, что и они могут общаться с богом. Это укрепило бы их веру в Атона, убедило бы в истинности этого бога и ложности всех остальных богов. Обычно в храм допускались только жрецы и фараон, и фараон от лица всего египетского народа приносил жертву богу в святилище. Теперь же храм был открыт для всех желающих.

Архитектурное решение храма Атона было не совсем удачным вследствие монотонности повторяющихся дворов и строгих рядов жертвенников. Поэтому, как пишет М.Э.Матье, чтобы придать зданию соответствующую ему нарядность и одновременно скрыть бедность материала, из которого оно было построено, архитекторы уделили много внимания декорировке. Стены и колонны были покрыты цветными рельефами. Части фигур на рельефах выполнялись вставками из различных камней, таких, как небесно – голубой лазурит, ярко-красный сердолик, бирюза, золотисто-желтый песчаник, а также из стекла и фаянса. Это было новым приемом в оформлении храмов. Древние египтяне были искусными архитекторами, поэтому можно с уверенностью сказать, что храм Атона в целом по красоте не уступал другим храмам.

Важнейшую роль в архитектуре Ахетатона играли дворцы. При Эхнатоне в их архитектурном облике происходят значительные изменения. Дворец предстает уже не как прямоугольный массив, и не как храм, обнесенный гигантскими колоннами, а как дом-вилла в центре других зданий, окруженных открытым пространством. Стоит отметить, что внутренняя планировка дворца соответствовала традиционной. Как пишет М.Э.Матье, главный из дворцов, так называемый Большой дворец, располагался по сторонам параллельной Нилу широкой дороги. Вдоль ее западной стороны лежала официальная половина дворца, вдоль восточной – жилая. Рядом с жилой половиной располагался малый храм Атона – “Дворец Атона в Ахетатоне”, имевший аналогичную Большому храму планировку. Обе части дворца были обнесены толстыми кирпичными стенами. Они соединялись интересным с архитектурной точки зрения крытым мостиком, перекинутым через дорогу. Он имел три пролета: широкий в середине – для колесниц и отрядов войск, и два боковых – для пешеходов. Над средним пролетом располагался декоративно оформленный, украшенный маленькими колоннами и рельефами, проем, который назывался “окно явлений”. В особых случаях, например, во время праздников, в этом окне показывался фараон. Он приветствовал своих подданных и награждал особо отличившихся.

Вход в официальную часть дворца (так же, как и в жилую) располагался с севера. Как пишет М.Э.Матье, он, скорее всего, имел вид пилона. За пилоном находился широкий двор. Здесь у стен стояло множество статуй Эхнатона. Они были сделаны из кварцита или гранита, великолепно отполированы. Таким образом архитекторы смогли придать двору соответствующую царской резиденции пышность. За двором располагалось непосредственно само здание дворца, в которое вели три входа. Главный из них представлял собой павильон с высокими богато декорированными колоннами из песчаника. Их пальмовидные капители были инкрустированы цветными фаянсами с позолоченными перегородками, что, несомненно, придавало павильону нарядность. Как обычно, за павильоном располагался колонный зал. В нем фараон проводил важные собрания для решения государственных вопросов, принимал иностранных гостей, поэтому можно предположить, что архитектура этого зала отличалась особенной красотой и торжественностью. Зал был вытянут в ширину и имел три прохода в конце. Средний из них заканчивался рампой в парадный внутренний двор. Декорировка этого двора была удачна и лаконична. Он был вымощен плитками из желтоватого с молочными прожилками алебастра и украшен стелами из этого же материала. Такое оформление прекрасно сочеталось с общим цветовым решением двора. Остальную территорию официальной части дворца занимали другие небольшие залы и дворы, а также молельни и кладовые. Отдельно располагались окруженные портиками садики с колодцами и небольшие колонные залы – для отдыха членов царской семьи и их приближенных во время важных приемов и церемоний.

Что касается жилой половины Большого дворца, то она, как обычно, состояла из колонных залов для приемов и пиршеств, за которыми находились личные покои царя.

На юге Ахетатона находился дворец Мару-Атон. Он был летней резиденцией фараона и занимал не такую обширную территорию, как главный дворец. Ворота находились в южной части. За ними располагалось каменное здание с колоннами в виде связок папируса, проход через которое вел в сад с овальным бассейном. В северной части Мару-Атона находился сад с огромным прудом, вдоль северного берега которого стояло вытянутое в длину кирпичное здание из трех колонных залов.

Во дворце Мару-Атон следует отметить интересный по своей планировке комплекс. Как пишет М.Э.Матье, он представлял собой храм, к которому вела дорожка, окаймленнная цветочными клумбами. Далее, на острове, окруженном рвом, стояла молельня с двумя павильонами по сторонам. Пилястры павильонов имели оригинальные капители, украшенные цветами лотоса, полы покрывали алебастровые плиты, стены – разноцветные фаянсовые изразцы. Колонны молельни имели пальмовидные капители, стены покрывали рельефы. Дорожка из молельни вела к вытянутому колонному залу, всю среднюю часть которого занимали одиннадцать бассейнов в виде буквы Т. Они располагались в ряд таким образом, что их концы чередовались.

На севере Ахетатона находилась еще одна резиденция фараона – дворец Хататон, “Замок Атона”. Этот дворец примечателен тем, что в нем был небольшой зоопарк для развлечения фараона и членов его семьи. В нем были собраны животные со всех уголков Египта. Хататон окружала стена толщиной в 2 метра. В западной ее части находился вход, который вел в прямоугольный двор. За первым двором находился второй с большим бассейном, окруженном деревьями. Справа от него были жилища обслуживающего персонала, построенные по типу обычных домов. Равную по величине площадь напротив занимал зверинец, состоявший из трех помещений. Каждое из них было образовано открытым двором и крытой частью с кормушками из глины и известняковых плит. Кормушки были украшены рельефами с изображениями животных.

Основное здание дворца находилось в восточной части Хататона. Оно состояло из трех больших комплексов. В среднем комплексе располагались три колонных зала, личные покои царя и кладовые. В правом комплексе стоит отметить интересный дворик с лестницей, ведущей на крышу, и огромный зал с сорока пятью четырехгранными колоннами. Что касается левого комплекса, то в нем находились сад с небольшим бассейном и птичник, которые были обнесены с трех сторон портиком.

Оформление дворцов Ахетатона было интересным и необычным. Как пишет М.Э.Матье, оно сочетало в себе традиционные формы архитектурной декорировки – пилоны, мачты с флагами, “египетский карниз” (в форме вытянутой трапеции), колоннады и скульптуры – с исключительным богатством новых орнаментов и материалов. Это придавало архитектуре Амарны ее красоту и неповторимость. Как уже было сказано, широко применялись рельефы, облицовки многоцветными фаянсовыми плитками. Появились новые типы колонн, например, такие, ствол которых копировал изгибы древесного ствола, или колонны в форме связок папирусов с висящими вниз головой, под капителями, утками. Обогатились и традиционные формы колонн, получившие некоторые новые элементы, придавшие им еще большую красоту и изящество. Новым приемом было применение различных камней для разных частей колонн и поливных изразцов для облицовки стволов. Оформленная таким образом колонна выглядела очень красочно и нарядно.

Как уже было сказано выше, главным мотивом искусства Амарны был “поиск истины”. Он отразился и в архитектуре. Широко и свободно сочетая различные приемы, используя самые разнообразные материалы, зодчие стремились не только придать памятникам яркость и пышность, но и добиться наибольшего приближения к действительности.

Древние египтяне были великолепными архитекторами, их творениями восхищались во все времена. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Ахетатон в эпоху своего расцвета был одним из красивейших египетских городов.

Марина Карандасова

 

Hosted by uCoz