О сайте

Клуб любителей Египта

Тест

Немного о пирамидах

И снова Хатшепсут

Солнечные боги

Для них сиял солнечный диск

Жизнь после жизни

Несколько советов и в путь...

Среди бескрайних песков

Египет египтяне

Живой бог

О первой царице Египта

Во власти солнечного диска

На восходе

Египетские приключения, часть 1

Египетские приключения, часть 2

Цикл стихов

Древнеегипетская терминология

Хронологическая таблица

Карты

Мой Египет 

Египет глазами художника

Амарнский период в истории Египта

Древнеегипетский календарь

О значении древнеегипетских имен. Божественное в земном

О ней слагают легенды

Древние города Египта

Древний Египет и Христианство

 

На главную страницу

 

Елена Хвощева

Истоки христианства в древнеегипетских мифах.

Уже давно для многих профессионалов и любителей, которые работают и освещают проблемы, связанные с историей Древнего Египта не является неожиданным мнение об удивительной схожести двух религиозных культур: христианства и религии Древнего Египта. Не секрет и то, что цивилизации, в которых зародились эти культуры, находились на достаточно близком в географическом отношении расстоянии. Египет находится на северо-востоке Африки, а Израиль на западе Азии, северо-восток Египта граничит с Израилем в районе, расположенном рядом с Синайским полуостровом. Но одно из них к моменту начала формирования другого уже было полноценным государством со сложившейся и устоявшейся культурой, проверенной не одним тысячелетием. Это цивилизация Древнего Египта. Государство Израиль появилось в XI в.. Таким образом, Израиль, как государство, на два тысячелетия моложе Египта.

О влиянии культуры и религии Древнего Египта на Христианский мир и пойдёт речь в данной статье.

Прямая встреча культур произошла во времена Римского господствования, при правлении императора Нерона. По библейским источникам именно в этот период апостол Марк начал проповедовать в Египте. Тогда в истории цивилизации произошёл конфликт. Умирающая древнеегипетская культура не смогла противостоять новым христианским мировоззрениям.

Христианский и языческий мир вступили в противостояние. Время от времени Римские власти усматривали в Христианстве угрозу и устраивали гонения на последователей веры. Время от времени они покровительствовали внедрению новшеств в массы. Тем самым, ужесточая борьбу между двумя мирами. Так, например с 303-304 гг. император Диоклетиан организовал массовые гонения на христиан. Он стремился совершенно искоренить христианство. И, конечно же, не обошла эта политика и Египет. В 315 году император Константин признал Христианство равноправным, по сравнению с другими религиями, Римской империи. Император Юлиан, взошедший на престол в 361 году, стал ярым союзником язычества. Он запретил христианам преподавание в каких-либо школах, приказал вернуть язычеству принадлежащие христианству земли и вообще всячески поддерживал язычество. Поэтому он и получил у христиан прозвище отступника. Поскольку политика Юлиана Отступника была обращена в прошлое, особого распространения она не получила и, после его смерти, христианство без труда вернуло свои позиции. В 381 году был созван Второй вселенский собор, на котором христианство было объявлено государственной религией. С этого момента начались гонения на язычников. В 385 году в Александрии разгромлен храм Сераписа и сожжена часть Александрийской библиотеки. Во времена правления императора Феодосия в Александрии была растерзана толпой монахов знаменитая Ипатия, учёный и философ, представительница языческой интеллигенции. Во всех этих событиях участвовал Александрийский епископ Кирилл. Последним оплотом язычества стал храм Изиды на острове Филе. Туда стекались сотни паломников культа богини, но во время правления императора Юстиниана храм был ликвидирован, а идолы богов доставлены в Константинополь.

Но именно в этот злосчастный период христианство впитало в себя очень многое из древнеегипетских традиций. Христианство распространялось в особой среде. Оно должно было воздействовать на уже существующие социальные связи. И не могло ограничиваться только их разрушением. Вот поэтому, в этот период истории, в представлении многих людей культуры сливаются, не разграничиваясь чёткой линией. В качестве подтверждения можно представить папирусы, написанные во времена правления греческой династии, в которых о христианстве и язычестве говорится с помощью одних и тех же терминов. Еще пример, в коптском музее в Каире хранится две иконы с изображенным на них святым, который здесь показан с головой шакала. Изображение это похоже на образ бога Анубиса. Скорее всего, икона была скопирована с его статуэтки. По преданию же, Святой Христофор был так красив, что, став служителем бога, попросил его дать ему звериную голову.

Изида так же одно время была покровительницей Лютеции, современного Парижа. Здесь сохранились даже развалины её храма. Статуя богини Изиды стояла долгое время на южной стене аббатства Сен Жермен де Прэ до 1514 года. Эти факты тоже объясняются тем, что в период становления христианства и образ Богоматери, и её прообраз не разграничивались в сознании людей и пользовались одинаковым почетом.

А вот ещё пример. В одной из церквей Кёльна имеется статуэтка богини Изиды, а в другой её алтарь. Это можно объяснить сходством в изображении богини и её ролей с Девой Марией, культ которой распространён в христианстве.

В одном оcтраконе еврейской общины расположенном в Элефантине на арамейском языке написано о том, что еврейский бог Яхве приравнен к Египетскому Хнуму. "Я благословляю тебя во имя Яхве и Хнума". Такое, странное, на первый взгляд, слияние произошло под действием окружающей среды, от которой невозможно было отстраниться.

Ещё в древности иудеи, жившие в Египте, пользовались древнеегипетскими традициями и даже писали об этом в Библии. Например, из Книги Бытия мы узнаём, что Иосифа бальзамировали и похоронили в Египте. "И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египет".

Однако встреча христианства с древнеегипетской культурой произошла гораздо раньше. Ещё во времена правления восемнадцатой династии фараонов. Именно в этот период произошло событие, принятое называть исходом евреев из Египта. В Ветхом Завете Библии это событие описывается довольно подробно.

Безусловно, многие могут заметить, что основываться на словах изложенных в Библии несерьезно. Но в настоящее время известно достаточно, чтобы доказать правдоподобность описанных событий. Ясно видно, что автор писания хорошо знал местность, на которой развернулись события. Так, например, с помощью геологии, можно доказать, что события главы 14 книги Исход, где Моисей, стремясь спасти иудейский народ от войска фараона, поднимает воды моря и благополучно проводит по его дну народ. После чего фараон и его армия гибнут в волнах возвратившегося на своё место моря. Дело в том, что до строительства Суэцкого канала ландшафт местности был совсем другим. В предполагаемом месте перехода западная оконечность Красного моря, ныне завершающаяся в Суэце, тянулась гораздо дальше на север, соединяясь с Горькими озёрами. Бывшее некогда озеро Бала, лежащее южнее Палестины, исчезло после постройки канала и превратилось в болото. Суэцкий залив на юге был связан с Горькими озёрами. Возможно, эта связь проходила вплоть до озера Тимса. В этом районе могло находиться Камышовое море. Море, которое перешли израильтяне по-израильски называется Ям-Суф, что в переводе означает "море камыша, тростника". Получается, что во времена восемнадцатой династии Красное море подходило ближе к Средиземному, образуя залив Тростниковое море, точные границы которого сегодня установить практически невозможно. Более точными координатами идентификации служат упомянутые в Исходе населённые пункты, предположительно найденные археологами. Один из них назван самым северным городом Египта. Такой город располагался в Абу-Хасане. Также упоминается о городе под названием Ваал-Цефон, который являлся центром поклонения Ханаанскому богу Ваал-Цефону. Город располагался между Средиземным морем и озером Сирбонис, получившее в последствии название Бардавил, на узкой полосе материка. Озеро лежит на несколько метров ниже уровня моря. Берега в этой местности указывают на разнообразие уровней воды и земли. Вода могла уйти вниз, в Горькие озера под влиянием восточного ветра. В результате этого образовался земляной мост, разделивший воды севера и юга, по которому израильтяне и перешли море. Египтяне же были накрыты возвратным приливом, так как ветер снова сменил направление. В 1978 году Рон Уайетт спустился под воду и обнаружил там окаменевшие и покрытые кораллами части колесниц, которые ему удалось сфотографировать. Одно из колес подняли на сушу и показали директору Египетского музея, который датировал его ко времени правления восемнадцатой династии, так как на нём насчитывалось восемь спиц. Такие колёса использовались лишь в этот период.

В главе 15 Книги Исход иудеи после трёхдневного перехода попадают к колодцу. Но пить оттуда не могут, так как вода имеет горький вкус. Моисей кидает в колодец некое растение, после чего путешественники напиваются вволю. Это снова объясняется наукой. Дело в том, что на расстоянии 72 км от северного побережья Красного моря находится колодец, который бедуины называют "Айн-Хавара". Бедуины неохотно останавливаются рядом с ним, так как вода непригодна к употреблению из-за горького привкуса. Английские учёные обнаружили, что в этой воде содержится высокий процент сернокислого кальция. При добавлении щавелевой кислоты, сернокислый кальций оседает, и вода теряет горечь. Бедуины подслащивают воду растением, которое называют эль-вах. Сок этого кустарника содержит щавелевую кислоту.

Глава 16 рассказывает о том, как измученный голодом народ начал роптать на Моисея и просить у него мяса. Вечером на их стан налетели перепела, которыми и утолили голод люди. А на следующее утро появилась белая крупа, которая по вкусу напоминала сладкие лепёшки. Её начали собирать, и есть, но вскоре чудо названное манной небесной исчезло. На этот счёт тоже имеется мнение. Весной у птиц происходит большая миграция. Из Африки они мигрируют двумя путями. Через западное побережье Африки в Испанию и через восточное средиземноморье на Балканы. В первые месяцы пути птицы пересекают Красное море, а затем останавливаются в прибрежных районах, чтобы собраться с силами для дальнейшего пути. И даже сейчас бедуины ловят в это время года ослабевших птиц чуть ли не руками. Здесь же растёт растение под названием тамариск. Раз в году оно выделяет сок. Застывший сок превращается в маленькие белые шарики, сладковатого вкуса и похожие на мёд. Но с рассветом муравьи, обитающие там, становятся активными и начинают поедать комочки застывшего сока тамариска. Бедуины торопятся собрать ранним утром эти своеобразные ягоды и тщательно закрывают ёмкости от муравьёв. Такие сладости и сейчас можно приобрести на рынке, если путешествовать по Синайскому полуострову в нужное время года.

По мнению некоторых исследователей, гора, на которой Моисей писал заповеди, также обнаружена. Итальянский профессор Эмануэль Аннати предполагает, что библейской горой является, расположенная в пустыне Негев называемая в настоящее время гора Каркум. На ней было обнаружено более 1200 свидетельств древних поселений и святилищ. Самые древние следы человека на этой горе насчитывают 500 тыс. лет. По-видимому, уже тогда она считалась священной. Здесь же найдены сорок статуй из кремния, стоящих в течение 40 веков, 12 каменных столбов, и сорок тысяч петроглифов, гравюр на камне. Один из них изображает десять частей, в точной степени воспроизводящих контуры скрижалей завета. Двенадцать столбов рассматриваются как алтарь, который по преданию построил Моисей для двенадцати Колен Израилевых. К тому же до 3300 года до н. э. подъём на гору был прекращён. Паломники останавливались лишь у подножия горы. Это позволяет применить текст Ветхого Завета к данной горе, так как в нём говорится о запрете людям ступать на священную гору. Конечно, не все принимают эту теорию, но факт о существовании данного места по-прежнему остаётся загадкой, поэтому обнаруженные памятники горы Каркум могут пролить свет на дальнейшие исследования.

Если Моисей и вправду вывел евреев из Египта, не удивительно, что они унесли с собой многое, вошедшее в их привычки за пять поколений, живших в Египте евреев, из образа жизни египтян. И даже имя самого Моисея говорит о его связи с Египтом. В переводе с древнеегипетского "мо" означает "вода", а "исей" - спасённый". Что уже говорит о продолжении египетского в еврейском, а значит и христианском, так как иудеи являются основателями христианства.

Проблемой всех этих теорий является тот факт, что в Древнеегипетских источниках не содержится упоминаний об исходе иудеев, а в Библии не указано точное имя фараона, при котором оно произошло. На протяжении всего текста он просто именуется фараоном. Но и по этому вопросу также имеются предположения. Опять на помощь приходит Библия, в которой написано, что переход евреев занял сорок лет. Из документов, названных письмами Амарны, известно, что во времена правления фараона Эхнатона, на Палестину нападают кочевые племена хабири, о которых ученым практически ничего неизвестно. Возможно, так называли жители Палестины евреев, сорок лет назад покинувших Египет. Письма остались не отвеченными. И фараон Эхнатон не оказал помощь Палестине из-за своих проблем с религиозной реформой. Из чего можно сопоставить библейское сказание о войне евреев с обитавшими на новой территории жителями, и Палестинской борьбой с хабири. Получается, что во время правления Эхнатона, евреи уже пропутешествовали сорок лет, которые выпадают на время правления Аменхотепа 3, отца Эхнатона. Таким образом, они вышли из Египта в конце правления предыдущего фараона Тутмоса 4. Такая датировка подтверждается и текстом, написанным при фараоне Мернебта, сыне Рамзеса 2, в котором прославляется победа над Иудейским царством. “Цари повергнуты ниц и восклицают: “Мира!” Никто из “девяти народов Лука” не смеют поднять головы, Техему опустошен, страна Хеттов усмирена, разграблен Ханаан, исполненный всякого зла, уведен Аскалон, захвачен Гезер, Иноом не существует. Израиль обезлюдел, посевы его уничтожены, Палестина стала вдовой для Египта. Все страны объединены, они присмирены, все мятежники связаны Царем Мернебта". Этот текст говорит о том, что во времена Рамзеса 2 и, следовательно, девятнадцатой династии, евреи уже основали своё царство. А значит, их исход произошёл раньше восемнадцатой династии, так как до этого Иудейское царство вообще не упоминалось в известных документах, его просто ещё не существовало.

Кроме представленных выше свидетельств, имеются письменные доказательства соприкосновения культуры Египта и Израиля. Со времени Нового царства контакты Египта и Израиля приобрели постоянный характер. Одним из приближенных фараона Меренпта был семит Бен-Оцен. На суде над покушавшимися на жизнь Рамсеса III председательствовал некто Махар-Баал, явный семит. Разного рода контакты между Египтом и Израилем участились, начиная с царствования в Израиле Давида и Соломона. Так, в III книге Царств говорится о некоем Алере из иудейского царского рода, бежавшем в Египет к неназванному фараону (может быть, это был Сиамун или Псусеннес, Х в. до н.э.). По сообщению Библии, в Египте он был женат на сестре жены фараона. В III книге Царств сообщается также, что сын Давида Соломон хотел умертвить Иероврама, но Иероврам бежал в Египет к Сусакиму, царю египетскому, и жил в Египте до смерти Соломоновой. Сусаким - фараон XXII династии Шешонк I - упоминается в другом месте той же III книги Царств. В III книге Царств повествуется и о бракосочетании царя Соломона с дочерью египетского фараона, имя которого не приводится. Этот же фараон (имя опять-таки не упоминается) дал город Гезер "в приданое дочери своей, жене Соломоновой". Таково было положение дел в XV в. до н.э. В Х в. до н.э. дочь египетского фараона оказывается женой царя Израиля, Соломона. По-видимому, этим фараоном, имя которого нигде не упомянуто, был Шешонк I, ибо в той же III книге Царств сказано, что "на пятом году царствования Ровоамова Сусаким, царь египетский, вышел против Иерусалима" и захватил золотое оружие царей израильских в этом городе. В египетских текстах говорится о том, что Шешонк I подчинил своему оружию 156 городов в Сирии и Палестине, но Иерусалим среди них не упомянут. В VIII в. до н.э. в пророчестве Осии изобличается окружение израильского царя, осуждается проегипетская и проассирийская партия при дворе: "И стал Ефрем, как глупый голубь, без сердца: зовут египтян, идут в Ассирию". Согласно библейской традиции, Ефрем - название самого влиятельного племени Израиля. Итак, Осия свидетельствует о существовании двух партий в Израиле - проегипетской и проассирийской. Далее тот же Осия пророчествует: "Они уйдут по причине опустошения: Египет соберет их, Мемфис похоронит их". В конце того же столетия знаменитый Исайя осуждает про египетскую древнееврейскую партию: "Идут в Египет, чтобы подкрепить себя силой фараона и укрыться под тенью Египта. Но сила фараона будет для нас стыдом и убежище под тенью Египта - бесчестием". Далее тот же Исайя предсказывает горе тем, кто ищет опору в Египте. Столетием позже египетские войска под предводительством фараона Нехо проникли в Палестину, чтобы дать отпор ассирийцам. Иудейский царь Иосия выступил против Нехо и погиб в сражении с египтянами у Мегидо в 1688 г. до н.э., после чего Нехо вмешался во внутренние дела Иудеи и возвел на престол своего сторонника Иохкима. Сына же Иосии, Иохаза, взял в плен и увез в Египет, где тот и умер. Несколькими годами позже, после взятия Иерусалима Навуходоносором, значительная часть иудеев эмигрировала в Египет. Тот же Иеремия упоминает и об иудеях, "живущих в земле египетской", и жестоко осуждает их.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что еврейско-египетские контакты в древности, уже после исхода евреев из Египта, были многочисленны и весьма разнообразны.

Итак, из приведенных сведений вытекает простое объяснение сходств Христианской и Древнеегипетской культур. Сильное государство Египет оказало на формирование христианства огромное влияние, которое и проявилось в многочисленных сходствах этих культур. Оставшаяся часть статьи будет посвящена именно им.

Безусловно, в полной мере их нельзя осветить в рамках одной статьи. Но наиболее яркие примеры стороной обойти никак нельзя.

Знаменитая 125 глава Книги Мёртвых с поразительной точностью напоминает Десять Заповедей Моисея. Её можно с уверенностью назвать первоисточником для создания заповедей. Надо заметить, что свою популярность в массах 125 глава получила именно в Новом Царстве при правлении 18 Династии. Заветы можно воспринимать, как сокращённую, облегчённую для восприятия форму 125 главы, из которой были удалены явные проявления интересов её первых составителей. Таким образом, 125 главе был придан более устойчивый моральный смысл, повлияв на её развитие с лучшей стороны.

В 125 главе "Книги мертвых" говорится:

  1. Я не чинил зла людям.
  2. Я не нанес ущерба скоту.
  3. Я не совершил греха в месте Истиныhttp://kemet.ru/texts/010.htm - 4
  4. .
  5. Я не [...]
  6. Я не творил дурного.
  7. [...]
  8. Не коснулось имя мое слуха кормчего священной ладьи.
  9. Я не кощунствовал.
  10. Я не поднимал руку на слабого.
  11. Я не делал мерзкого пред богами.
  12. Я не угнетал раба пред лицом его господина.
  13. Я не был причиной недуга.
  14. Я не был причиною слез.
  15. Я не убивал.
  16. Я не приказывал убивать.
  17. Я никому не приносил страданий.
  18. Я не истощал припасы в храмах.
  19. Я не портил хлебы богов.
  20. Я не присваивал хлебы умерших.
  21. Я не совершал прелюбодеяния.
  22. Я не сквернословил.
  23. Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее.
  24. Я не убавлял от арурыhttp://kemet.ru/texts/010.htm - 5
  25. .
  26. Я не обманывал и на пол-аруры.
  27. Я не давил на гирю.
  28. Я не плутовал с весами.
  29. Я не отнимал молока от уст детей.
  30. Я не сгонял овец и коз с пастбища их.
  31. Я не ловил в силки птицу богов.
  32. Я не ловил рыбу богов в прудах ее.
  33. Я не останавливал воду в пору ее.
  34. Я не преграждал путь бегущей воде.
  35. Я не гасил жертвенного огня в час его.
  36. Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.
  37. Я не распугивал стада в имениях бога.
  38. Я не чинил препятствий богу при его выходе.
  39. Я чист, я чист, я чист, я чист!
  40. В тексте Библии приводятся Заповеди:

    "… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

    Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

    Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

    Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой -- суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

    Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

    Не убивай.

    Не прелюбодействуй.

    Не кради.

    Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

    Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего."

    Еще одним идеальным примером является перевод демотической рукописи, впервые изданной под названием "Сказки о верховных жрецах Мемфиса". Она датируется 46 - 47 годами до н э. В ней рассказывается о сыне Сатни-Хемуаса, Са-Осирисе (в переводе это имя значит "сын Осириса"). В самом начале его сообщается, что у Сатни-Хемуаса и его жены Мехит-Усхет после многих лет бездетности родился мальчик. В соответствии с вещим сном его назвали Са-Осирис. В заключении сказки говорится о том, что этот мальчик был никто иной, как умерший полторы тысячи лет назад знаменитый колдун и волхв, снова посланный жить на землю самим царем мертвых, богом Осирисом. Маленький Са-Осирис быстро рос и мужал. Отданный в школу, он сказочно быстро превзошел в своих познаниях учителя-писца. Затем маленький Са-Осирис стал читать заклинания вместе с писцами из "дома жизни" при храме бога Пта, и все, кто его слышал, поражались его мудрости. Тогда отец стал приводить его на празднества к фараону, где Са-Осирис состязался в знаниях с чародеями фараона и побеждал их. Интересно провести параллель из Евангелия от Луки: двенадцатилетнего Христа, пришедшего с родителями в Иерусалим и потерявшегося в городе, "через три дня нашли в храме сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушающие его дивились разуму и ответам".

    Та же аналогия прослеживается при сравнении сказки о пребывании Сатни-Хемуаса со своим сыном Са-Осирисом в преисподней с евангельской легендой о бедном Лазаре. Вот часть текста сказки: "И вот услыхал Сатни-Хемуас горестные вопли и причитания. Он посмотрел вниз с террасы своего дома и увидел, что это хоронят богача. Его везли в сторону пустыни со всевозможными почестями, под громкие причитания. Потом он второй раз взглянул вниз с террасы своего дома и увидел похороны бедняка. Его несли из Мемфиса в город мертвых, завернув в простую циновку, и никто его не провожал. Сказал тогда Сатни-Хемуас: "Да сделает Осирис, владыка Аменти, так, чтобы мне воздали в Аменти, как воздадут тому богачу, которого погребают с громкими причитаниями, и да минует меня доля того бедняка, которого несут в город мертвых без всяких почестей и церемоний!" Но маленький сын его Са-Осирис ответил ему: "Ты получишь в Аменти то, что получит в Аменти бедняк, и минует тебя в Аменти доля, которая уготована в Аменти тому богачу". Когда услышал Сатни-Хемуас эти слова своего сына Са-Осириса, опечалилось сердце его и сказал он: "Что я слышу? Неужели то слова сына, который любит отца своего?" Но ответил ему его маленький сын Са-Осирис: "Если ты пожелаешь, я покажу тебе, что уготовано в царстве мертвых тому бедняку, о котором никто не печалится" и тому богачу, которого все оплакивают". Тогда спросил его Сатни-Хемуас: „Как же ты сделаешь это, сын мой Са-Осирис?" И ответил ему Са-Осирис: "Следуй за мной, и я покажу тебе долю каждого в царстве мертвых". И вот он взял отца своего Сатни-Хемуаса за руку и привел его в город мертвых за Мемфисом. Он привел его в незнакомое место, остановился и произнес заклинание. Земля расступилась у них под ногами, и они вошли в неведомую гробницу, высеченную в скале. Здесь было семь больших залов, и наполняли их разные люди всех званий. Са-Осирис провел отца своего Сатни-Хемуаса через три первых зала, и никто их не остановил. Когда они достигли четвертого зала, увидел в нем Сатни-Хемуас множество людей, которые сучили веревки, а ослы позади них съедали эти веревки. Еще были там люди, которые тянулись вверх и пытались достать воду и хлеб, подвешенные у них над головами. Но другие люди в то же время рыли у них под ногами ямы, чтобы они не могли дотянуться до пищи. Вслед за сыном своим Са-Осирисом Сатни-Хемуас прошел в пятый зал и увидел там чистые души на своих почетных местах. Те же, кто совершил какое-нибудь злодеяние, толпились у дверей пятого зала и молили о прощении. А нижний шип той двери торчал в правом глазу какого-то человека, который молился и громко стонал, когда дверь открывалась и закрывалась, и шип поворачивался в его глазу. Потом проникли они в шестой зал, и здесь Сатни-Хемуас увидел судилище богов в царстве мертвых. Каждый бог сидел на своем месте, и привратники царства мертвых оглашали приговоры. Вслед за сыном своим Са-Осирисом Сатни Хемуас прошел дальше, в седьмой зал, и увидел там, великого бога Осириса. Он сидел на троне из чистого золота, увенчанный короной Атеф. По левую руку от него стоял Анубис, великий бог, а по правую руку от него стоял Тот, великий бог, и все боги судилища царства мертвых теснились справа и слева от них. Перед ними стояли весы, на которых боги судилища царства мертвых взвешивали содеянное людьми добро и зло. Великий бог Тот записывал то, что показывали весы, а Анубис оглашал приговоры богов. Если боги решали, что злодеяния человека более многочисленны, чем его добрые дела, они отдавали его во власть Пожирательницы - собаки повелителя царства мертвых, которая разрывала на части его душу и тело, так что дыхание жизни к нему уже не возвращалось никогда. Но если они находили, что добрые дела человека более многочисленны, чем его злодеяния, они вводили его в совет богов царства мертвых и душа его отправлялась на небо и пребывала там, среди чистых душ. Если же они находили, что злодеяния человека равны его добрым делам, они помещали его среди кающихся душ, которые служат богу Сокар-Осирису. И еще Сатни заметил человека благородного облика, облаченного в одеяния из тончайшего полотна. Он стоял вблизи Осириса на одном из самых почетных мест. Так смотрел Сатни-Хемуас и удивлялся всему, что видел в царстве мертвых. Но вот встал перед ним сын его Са-Осирис и сказал ему: "Отец мой Сатни! Видишь ли ты благородного человека, облаченного в одеяния из тончайшего полотна, который стоит близ Осириса? Это тот бедняк, которого ты заметил, когда его выносили из Мемфиса, завернув в простую циновку и которого не провожал никто. Это он. Его привели на суд царства мертвых, взвесили добрые и злые дела, совершенные им на земле, и нашли, что содеянное им добро перевешивает содеянное им зло. Однако на долю его "жизни земной, срок которой определил в своих записях Тот" досталось ему слишком мало счастливых дней. И вот повелели боги перед ликом Осириса отдать бедняку погребальное убранство того богача, которого ты заметил, когда его выносили из Мемфиса с великими почестями. И поместили бедняка среди чистых душ, которые служат Сокар-Осирису, вблизи трона великого бога Осириса. И того богача, которого ты заметил, тоже привели на суд царства мертвых. Взвесили боги добрые и злые дела, совершенные им на земле, и нашли, что зло, им содеянное, перевешивает содеянное им добро. И тогда повелели боги покарать его в царстве мертвых. Ты видел его!.. Шип двери торчит в его правом глазу... Смотри, отец мой Сатни! Их души приходят на суд царства мертвых, и, если они творили добро на земле, здесь воздают им добром, но если они творили зло, здесь воздают им злом. Так ведется извечно и не изменится никогда".

    Влияние христианской идеологии на эти представления исключено: египетские корни их восходят к глубокой древности, к тому же в то время, когда был написан этот демотический папирус, Евангелия еще не существовали.

    В Евангелии от Луки содержится очень любопытное повествование, аналогичное только что приведенному египетскому: "Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, проходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был ангелами в лоно Авраама. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: "Отче Авраам! Умилосердись надо мной и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем". Но, Авраам сказал: "Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь".

    Еще одна параллель прослеживается в житии отца Эпимы, коптского христианского мученика. Палачу Симмаху предстояло уничтожить 106 христианских мучеников. К нему обратился христианский святой по имени Диоскор с упреком в том, что он проливает кровь христиан, и с предупреждением, что за это его постигнет кара после смерти. Симмах ответил: "Я умру, и пусть на том свете мне воткнут в зрачок правого глаза стержень двери, ведущий в потусторонний мир". Здесь мы видим связь в восприятии загробных наказаний и их способов.

    Очень часто в библейских текстах обнаруживаются сходства в описании еврейского бога Яхве с исконно египетским Хнумом. Так в книге премудростей Иисуса, сына Сирахова говорится: "Как глина у горшечника в руке его и все судьбы ее в его произволе, так люди в руках сотворившего их, и он воздаст им по суду своему".

    На стенах храма, посвященного богу Хнуму в Эсне, написано: "Ты владыка [гончарного] круга, по своему желанию творящий на круге, благодетельный бог, благоустраивающий страну и соединяющий зародыши земли... ты всемогущ... и ты создал людей на [гончарном] круге, ты создал богов, мелкий и крупный скот, ты придаешь форму всему на своем круге ежедневно, твое имя Хнум, гончар".

    При чтении книги "Притчей Соломоновых" обнаруживаются сходства с текстом, получившим название "Поучения Аменемопе". Здесь наблюдаются аналогичные сходства. Не только в описании бога, но и в советах о том, как надо прожить свою жизнь. Папирус с "Поучениями Аменемопе" восходит к четвёртому веку до н. э. и является естественным продолжением текста под названием "Поучения Ани".

    В книге Притчей Соломоновых сказано: "Не заботься о том, чтобы нажить богатство, оставь такие мысли твои, устреми твои глаза на него - и его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу". В "Поучении Аменемопе" читаем: "Не тщись найти выгоду, чтобы обеспечить свои потребности. Если ты приобрел богатства грабежом, они не проведут и ночи с тобой; на рассвете они уже вне дома твоего, их место можно узреть, но их уже нет... они сделали себе крылья, как гуси, и улетели к небу".
    В библейской книге Притчей Соломоновых сказано: "Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком .вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою". В "Поучении Аменемопе" читаем: "Не братайся со вспыльчивым, не приближайся к нему для разговора... пусть он не завлечет тебя и не набросит петли на тебя...".

    В книге Притчей Соломоновых дается совет: "Преклони ухо твое и слушай слова мудрые, и сердце твое обрати к моему знанию, потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих". Аналогичное место находится и в "Поучении Аменемопе": "Преклони ухо, внимай сказанному, обратись, чтобы истолковать это, полезно закрепить это в твоей голове, но вредно тому, кто пренебрегает этим".

    В книге Притчей Соломоновых приводятся слова, смысл которых сходен по восприятию с представлениями древних египтян о Загробном суде, в частности о взвешивании сердца. "Господь взвешивает души", "Господь взвешивает сердца".

    Но всё же, несмотря на многочисленные сходства, существенное отличие христианства и религии Древнего Египта заключается в разном подходе к видению бога. В христианстве он выступает, как единственный творец, а в язычестве таких творцов достаточно много и каждый играет существенную роль в мирообразовании. В этом отношении с христианством более сходны взгляды фараона Эхнатона и его единый бог Атон. Вот поэтому в гимне Атону можно обнаружить столь общие взгляды, которые в принципе могли появиться не в результате заимствования, а в виду схожести самих теорий. В псалме 103 написано: "Как многочисленны дела твои, господи! Все сделал ты премудро: земля полна произведений твоих". "Это море великое и пространное; там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими, там плавают корабли..." "Ты простираешь тьму, и .бывает ночь; во время нее бродят все лесные звери, львы рыкают о добыче и просят у бога пищу себе".

    В гимне Богу Атону говорится: "Ты заходишь на западном небосклоне - и земля во мраке, наподобие умершего. Спят они в помещениях, и головы их покрыты, и не видит один глаз другого, и похищено все имущество их, которое у них под головой, без ведома их. Каждый лев выходит из своего логова. Все пресмыкающиеся жалят их во мраке, когда приходит ночь и земля в молчании, [ибо] создатель их зашел на небосклоне своем". "Суда плывут на север и на юг равным образом, пути все открыты, когда ты сияешь. Рыбы в реке резвятся перед ликом твоим, [ибо] лучи твои [проникают] в глубь моря". "Как многочисленно то, что ты делаешь и что скрыто перед миром, бог единственный, подобного которому нет, ты один сотворил землю по желанию сердца твоего".

    В заключении статьи стоит рассмотреть некоторые обрядовые действия, которые, так же как и письменные источники, хранят в себе сходства с древнеегипетскими традициями.

    В основном они касаются похоронных обрядов. Таких, как принесение на могилу покойного пищи. Это напоминает древнеегипетский обычай оставлять в гробнице канопы с едой и вином. А также посещать своих умерших предков во время праздника Амона-Ра в Фивах.

    Молитва за умершего в православной церкви тоже исходит из Древнего Египта. Жрец читал заклинания, проводя обряды отверзения уст, глаз, сердца и т. д. Кроме этого на стенах гробниц обнаружены такие надписи, как: „У меня не было наследника, чтобы произнести у врат гробницы заупокойную формулу… Посему прошу вас произнести за меня заупокойную формулу, как живущих теперь, так и тех, кто будет жить впоследствии. Сердце ваше не будет этим утомлено, гортань не сузится, язык не устанет, достояние не израсходуется, житница не опустеет, ибо это лишь дуновение уст, полезное для усопшего“…

    Возникновение креста относится к 5-3 тысячелетию до н. э. Но прообразом креста следует считать Анкх, использовавшийся в Древнем Египте как символ жизни. Так же, как и в христианстве его давали ребёнку при рождении в качестве талисмана от всего зла, для укрепления здоровья и жизненных сил ребёнка.

    Техника изготовления иконы также зародилась в Египте. Исконному белому левкасу под красочным слоем у древних египтян соответствует слой тонкого известкового грунта. Те же минеральные красители входят в состав красок. Так же последовательно используется локальный (однородный в пределах красочного поля) цвет. Возникновение иконы церковная археология издавна связывает с египетскими фаюмскими портретами начала новой эры, которые в конце XIX века были найдены в оазисе Файюм (Эль-Файюм) в Египте.

    Всё вышеизложенное указывает на то, что христианство своими корнями уходит в более древнюю религию Древнего Египта. Именно на берегах Нила зародилась эта культура и, преодолев тысячелетия, дошла до наших дней, приобретя множество новых качеств, изменившись до такого состояния, что уже не многие смогут найти связь между восприятием мира человека древнего и современного.

     

    Использованная литература:

      1. М. А. Коростовцев "Религия Древнего Египта". Москва, 1976 г.
      2. Опарин А.А. У разбитых водоёмов. Археологическое исследование книг Исход и Иисуса Навина. Часть I. Поверженные боги

 

Hosted by uCoz