Египетские приключения, часть 1 Египетские приключения, часть 2 Египетские приключения, часть 3 Амарнский период в истории Египта О значении древнеегипетских имен. Божественное в земном Эхнатон - многогранная личность или тайна, затерянная в веках (работа членов клуба)
|
Храм
царицы Хатшепсут Посещая Луксор, обязательно уделите
внимание необыкновенному храму Хатшепсут, а наш краткий путеводитель поможет
вам сориентироваться в нем и узнать всю необходимую информацию о том далеком
времени, когда он был возведен. Заупокойный
(или поминальный) храм знаменитой царицы Хатшепсут находится у скал
Дейр-эль-Бахри. Этот комплекс отличается
от подавляющего большинства других египетских храмов своим необычным
расположением (особым образом вырублен в скале) и многоэтажной архитектурой с
прямоугольными колоннами. Хатшепсут
стала женщиной-фараоном XVIII династии, одной из 7
известных цариц за всю египетскую историю, которые почитались фараонами, и о
которых мы расскажем в следующих выпусках "Египтологии". Она была
дочерью фараона Тутмоса I, женой Тутмоса II и тётей Тутмоса III, ставшего впоследствии величайшим фараоном,
которому она сначала была регентом (опекуном, заместителем), так как Тутмос III был
коронован еще в детском возрасте. Затем Хатшепсут полностью захватила власть. Ее
правление стало одним из самых ярких времен в истории Древнего Египта. Хатшепсут
успешно провела военные кампании в Азии и Нубии, послала экспедицию в богатую
загадочную страну Пунт (примерно на территории нынешнего Сомали). Об этих
событиях Хатшепсут оставила великолепные памятники,один из них – ее
заупокойный храм. К храму ведет широкая дорога (аллея), с
обеих сторон ее стоят бараноголовые сфинксы. Храм и аллея были ярко
раскрашены; перед храмом находился большой сад с редкими растениями и 2 священных
озера. Сам храм
очень необычен, состоит из трех террас, или открытых площадок, одна над
другой, с колоннами. Террасы соединялись пандусами (наклонными дорогами). Рядом с
храмом Хатшепсут находился похожий храм Ментухотепа – фараона XI
династии. Расположение
рельефов на стенах храма очень символично для древних египтян, так на 1 этаже
внизу они символизируют единство двух частей Египта: Севера и Юга (змея и
тростник – Нижний - Северный Египет, храм Аммона в Карнаке и коршун – Верхний
- Южный Египет). 2-ой этаж
– изображения, связанные с рождением Хатшепсут: бог Амон в образе фараона
посещает ее мать-царицу Яхмес в опочивальне, последующая беременность Яхмес и
рождение Хатшепсут. Этими сценами Хатшепсут по египетской традиции хотела
подчеркнуть свое божественное происхождение и законность своей власти, как
фараона, поэтому Хатшепсут и изображает себя часто в образе мужчины с
ритуальной царской бородой, в мужской одежде и в образе бога Осириса. Рядом (на
другой стороне на этом же этаже) подробные рельефы об экспедиции в Пунт: живые
изображения мощного по тем временам египетского флота, описание местности
страны Пунт. Мы видим, как царь и царица Пунта приносят богатые дары
Хатшепсут: ценные деревья, благовония, мази, шкуры животных, золото и рабов. Справа и
слева располагаются святилища Анубиса (покровителя мертвых в образе шакала) и
Хатхор (богиня любви, радости, плодородия), что вместе символизировало
надежду на возрождение и удачное воскресение после смерти. Верхняя
часть храма посвящена богам, подарившим жизнь египетской земле и ее
правителям. По сторонам 3 этажа – святилища Солнца-Ра и родителей Хатшепсут:
Тутмоса I и Яхмес. В центре –
святая святых – святилище Амона-Ра – самая главная часть храма. Раз в год
святилище Амона становилось центром Прекрасного Праздника Долины, во время
которого статуя Амона из Карнака отправлялась в путешествие по заупокойным
храмам Фиванского некрополя (часть города, посвященная мертвым). В храме
Хатшепсут статуя проводила ночь и утром отправлялась обратно в Карнак. Об
этом событии говорят рельефы храма. Таким образом Амон как бы посещал богиню Хатхор
и при ее участии возрождался к новой жизни. Храм
создан архитектором Сенмутом – фаворитом царицы и воспитателем ее дочери. Его
изображения встречаются и в храме в не сразу заметных местах около дверей. Недалеко
он строил и свою гробницу, чем возможно, вызвал гнев царицы, и был смещен со
своих должностей, а имя его по приказу Хатшепсут стало повсеместно
уничтожаться. После
смерти Хатшепсут фараоном все-таки стал ее племянник Тутмос III;
видимо, из чувства мести он удалил ее имена из списка фараонов, а ее памятники
переименовывал в свои, что, однако, не помешало узнать об этой великой
женщине будущим поколениям. На территории
храма позже были похоронены знатные жрецы Амона и Монту. В греко-римское
время на храме появились рельефы, посвященные древнеегипетским мудрецам и
целителям: Имхотепу и Аменхотепу сыну Хапу. Вера в святость и целительную
силу святого места приводила сюда многих людей в надежде на выздоровление, на
стенах остались их молитвы и просьбы об излечении. В период
раннего христианства храм был переделан в церковь, но потом стал разрушаться. Многие
скульптуры и рельефы были вывезены из Египта, но реставраторы успешно
восстанавливают храм день за днем. По материалам Института египтологии "IGOS" (Луксор) Ирина АЧЕБИ Июнь 2011 |