Как подружиться со своим ребенком?
На самые насущные вопросы русских мам в Египте отвечает детский психолог, консультант по вопросам саморегуляции, раскрытия творческих способностей, адаптации, мотивации и управления конфликтами Ирина Зуева.
Ирина Владимировна окончила Институт управления (Казань), имеет 8-летний опыт работы в психологическом консультировании, проведении тренингов (детско-родительских отношений, социально–психологические тренинги с подростками, тренинги по выработке стрессоустойчивости, тренинги переговоров), имеет сертификаты как специалист по интегративным психотехнологиям (Международная Академия Психологических наук, Москва), специалист по телесно-ориентированной терапии, сертифицированный НЛП–практик (нейролингвистическое программирование, Международная ассоциация центров NLP, ЭМТЭЛ) и др. Публиковалась в журнале "Психология и социология". Живет в Хургаде, замужем, воспитывает дочь.
- Ирин, часто случается, что
детишки в русско-египетских семьях едва говорят по-арабски, и когда они попадают
в преимущественно арабский коллектив своих сверстников, начинают испытывать проблемы в общении. Возникает вопрос: как в таком
случае подружиться с одноклассниками?
- Начнем с того, что в среднем ребенок адаптируется в школе 2-3 месяца, но фактически ВЕСЬ первый год ребенок может чувствовать себя не очень комфортно, и это нормально, это и есть часть процесса СОЦИАЛИЗАЦИИ. Как мы можем помочь ребенку адаптироваться в его "новой жизни"? Как завести друзей? Как научить общаться?
1. Для начала, поговорите с ребенком о том, что все остальные дети тоже первый раз в школе и им тоже не легко. Может быть, они боятся подойти к нему и познакомиться.
2. Конфеты, наклейки подаренные одноклассникам, помогут наладить отношения.
3. Пригласите сверстника домой. Дома можно устроить какой-либо конкурс (если дети говорят на разных языках, в конкурсе можете использовать лепку, рисование). Смотря на вас, то, КАК ВЫ общаетесь с детьми, он сам будет учиться этому.
4. Маме хорошо бы подружиться с родителями приглянувшегося сыну сверстника (подружитесь вы - подружатся и дети).
5. Очень важно поговорить с педагогом, возможно, он даст свою оценку происходящего. Попросите посадить вашего ребенка с приглянувшимся ему или ей сверстником, дать детям общее задание (как известно общее дело сближает). Попросите учителя ограничить ребенка от отрицательных оценок его поведения, особенно в присутствии других детей, также поговорите о том, чтобы он дал возможность ребенку проявить себя (педагог может дать задание ребенку, с которым он заведомо справится и с которым он может выступить перед группой детей).
Когда ребенок станет больше общаться с одноклассником, после школы или детского сада не спешите домой, а дайте возможность поиграть с другом около школы или сада.
Но главное - не пускать ситуацию на самотек, ведь если ситуация не изменится, у ребенка закрепится модель поведения "неудачника", а в дальнейшей жизни это явно будет только мешать. В крайних случаях, если педагог не хочет помогать, а ситуация усугубляется - ребенок продолжает испытывать сильный стресс в школе, вплоть до отказа ходить туда (нередко дети начинают болеть из-за этого) - подумайте о переводе ребенка в другую школу, детский сад.
- А ведь бывает и такое, что чадо наотрез отказывается идти в школу - в
любую и даже с давним другом…
- В данной ситуации главное разобраться, что стоит за его "не хочу", ведь ситуация, когда дети не хотят идти в школу, достаточно распространенная, но не совсем нормальная для психологии данного возраста. Ребенок в семь лет должен по своей природе хотеть учиться. Иногда ребенок просто не дорос. Как правило, мотивация для перехода от игры к обучению формируется в семь лет, и если родители отправляют в школу ребенка в 4,5 лет, то ребенок физиологически может не справляться с рядом задач, которые нужны для школьной жизни.
Вот некоторые причины нежелания идти в школу:
1. Возможно, имеется задержка в развитии, недостаточная сформированность психических функций и т.д. В данной ситуации следует отдельно проконсультироваться с психологом.
2. Если ребенок одаренный, то следует попробовать подыскать школу или программу, отвечающую способностям малыша, то есть постараться вернуть интерес к учебе.
3. Возможно, нежелание идти в школу связано с нарушением взаимоотношений в классе или с учителем, и ребенок не может наладить адекватные отношения со сверстниками. Родителям в этом случае стоит разобраться, в чем дело и помочь, поддержать.
4. Не редки случаи, когда наши дорогие учителя могут "загубить" даже очень сильную учебную мотивацию ребенка (игнорирование, оскорбление перед классом). В этом случае стоит поговорить с преподавателем, поприсутствовать на уроке. Если учитель не идет на встречу, следует переговорить с директором школы, возможно, он сможет повлиять на учителя, ведь иначе необходимостью станет смена класса или даже школы. Чем приятней и интересней станет для ребенка процесс получения знаний, тем проще будет и вам, и ему.
5. В том случае, когда ребенок совсем не проявляет интереса к процессу школьного обучения, попробуйте записать его в какой-либо кружок или секцию. Внешкольное увлечение часто провоцирует у детей интерес к школьным предметам.
6. Дети, которые ходят в школу, зачастую просто не понимают, для чего они все это делают: учат уроки, делают домашние задания. Ребенку чаще хочется вместо всего этого веселиться, смотреть телевизор. Для начала, нужно понять: чем интересуется ваш ребенок (может, он очень любит животных, может быть, интересуется динозаврами и т.д). Пофантазируйте с ребенком на тему его будущей работы (когда он станет взрослым), связанной с его интересами, покажите ребенку связь успешного обучения в школе и будущим обучением по любимой специальности.
И еще раз отмечу, важно помнить, что ребенок делает что-либо по 2-м причинам: ради собственного удовольствия, либо ради определенной цели, точнее – её достижения. Зная данный механизм, важно разобраться, с чем связано то, что ребенок не находит причину учиться в школе, а после решать ситуацию, исходя из этого.
- Хорошо, а что делать, если
причина в том, что другие дети обижают в школе? Давать сдачу или не давать? как
отвечать? как реагировать ребенку и маме?
- Конечно, ребенку нужно уметь защитить себя, если его обижают - дать понять окружающим, что с ним необходимо считаться, при этом обязательно нужно научить ребенка тому, КАК это делается:
1. Определите для ребенка, какие поступки сверстников есть проявление их агрессии.
2. Расспросите ребенка о том, в какой форме его обижают (словесно, физически). Исходя их этого, объясните ребенку, что отпор должен быть равен обиде (т.е. на словесную обиду, не нужно затевать драк).
3. В случае словесной обиды попросите ребенка рассказать вам, какими именно фразами его обычно задевают. Подготовьте с ребенком ряд шаблонный фраз в ответ на обиду. Если вы ожидаете, что ребенка будут дразнить из-за внешности или необычной фамилии, можете заранее обсудить с ним это. Придумайте вместе всевозможные варианты дразнилок, тогда в исполнении сверстников они прозвучат уже не так обидно.
4. Если издеваются физически, то, во-первых, мальчику хорошо бы посещать спортивную секцию, где он приобретет помимо навыков самообороны и уверенность в себе (здесь важно следить, чтобы ребенок не стал пользоваться своими навыками не только в целях защиты, а в качестве нападения). Во-вторых, проиграйте дома ситуацию, когда его обижают, отбирают, что-либо. Обыграйте ее как в реальной жизни: вы отобрали игрушку, он должен ее у вас забрать (лучше, если бы с ребенком занимался этим папа).
5. Также с детства учите ребенка находить конструктивные способы решения конфликтов. Например, если опять же, у ребенка хотят что-либо отобрать, он может предложить поменяться.
6. Определите правила, по которым ребенок будет действовать в конфликтных ситуациях:
- не начинать драку первым, но на удар ответить ударом (защищайся), пусть неумелым, но зато даст понять, что он с обидчиком на равных; можно научить ребенка действовать не сразу, сначала предупредить: "если ты сделаешь это еще раз, я ударю тоже". Здесь важно научить ребенка говорить эту фразу твердо, уверенно.
7. Родителям стоит вмешиваться в крайних ситуациях, поскольку дети могут начать относиться с "жалобщику" еще хуже, они будут действовать осторожнее, но в покое ребенка не оставят.
8. В ситуациях, когда ребенок уже не в первом классе и стереотип поведения "жертвы" уже четко сложился, сломать сложившиеся отношения с классом бывает крайне сложно. В данной ситуации сможет помочь только психолог (возможно, работая с ребенком, он также предложит поменять вам школу).
И еще, желательно перед школой посещать детский сад, тогда ему будет проще в общении со сверстниками в школе.
- Не
раз читала, что когда ребенок начинает ходить в школу, есть смысл вернуть
ребенку дневной сон. Но мой малыш, например, наотрез отказывается ложиться
днем! Так что лучше: укладывать со слезами или оставить в покое?
- Золотое правило для семьи, где есть первоклассник – соблюдение режима дня. Ребенок должен спать 9–10 часов. Если ребенок засыпает в 9 вечера и днем отказывается спать (при этом особой усталости у него нет, он не зевает и т.п.), то заставлять его не нужно. Ему вполне хватает ночного сна. А вот если вы видите, что ребенок пришел из школы очень уставший, но все же отказывается идти спать, то вам в такой ситуации хорошо бы помочь ребенку "захотеть" спать.
Важно помнить, что очень активному ребенку нужно более длительное время на период подготовки ко сну. Ребенку легче будет уснуть, если предварительно он примет ванну или постоит под теплым душем; теплое молоко также позволит лучше расслабиться ребенку, ему можно сделать расслабляющий массаж. В комнате необходимо поддерживать оптимальный температурный режим. Вместо фразы: "иди спать" используйте: "полежи, отдохни" (дети часто на фразу "иди спать" реагируют сопротивлением). Важно в любой ситуации: иногда для того чтобы снизить сопротивление, достаточно поменять фразу!
Отход ко сну должен быть очень спокойным, без разговоров о проблемах и сложностях прошедшего дня. И обязательно следите, чтобы у ребенка не было перенагрузки (школа, студии, кружки...).
- И еще такой щекотливый для
родителей вопрос: как все-таки избежать шлепков? Я имею в виду физическое
наказание.
- В этом вопросе не одна грань. Одна из них – это умение контролировать свои эмоции самим родителям (зачастую, родители знают, как можно наказать ребенка без шлепков, но просто не могут справиться с собой в этой ситуации). Здесь существует множество способов саморегуляции. Одним из "работающих" способов является осознание причины, по которой ребенок ведет себя так или иначе: иногда раздражать может "чрезмерная" активность детей (много бегает, прыгает), а это является естественной потребностью в познании. И если даже вы не сумели справиться со своими эмоциями (мало кто из нас обладает железными нервами) и нашлепали ребенка практически не за что, проанализируйте ситуацию и поставьте перед собой цель: в следующий раз отреагировать по-другому (в голове должна быть четкая картина того, как именно вы отреагируйте в следующий раз). День за днем и вы натренируете себя реагировать по-другому, сломаете механизм "привычки" реагирования на раздражение шлепком. Мамам также хорошо бы заниматься спортом, это позволит прекрасно скидывать накопившиеся отрицательные эмоции.
Если мы говорим о способе наказания без шлепков, то самым эффективным будет не делать ему что-то плохое, а лишить его хорошего (обещанная покупка, просмотр мультфильма, чтения сказки на ночь). При этом важно соблюдать правила:
1. Если ребенок провинился в чем-то первый раз (например, взял вещь, которую нельзя брать), но вы заранее с ним не договорились об этом, т.е. ребенок не знал, что этого делать нельзя, воздержитесь от наказания, поговорите с ребенком и предупредите его, что если он сделает это еще раз, то его накажут.
2. Если наказания никак нельзя избежать, оно должно следовать сразу же за проступком, иначе наказание не принесет ничего, кроме обиды - если не наказали сразу, не наказывайте вообще.
3. Наказание должно соответствовать тяжести. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности.
4. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком.
5. Если вы пообещали наказать – наказывайте, если вы не выполните обещание, ребенок перестанет ваши слова воспринимать всерьез, и если вы однажды его по-настоящему накажите, единственная реакция, которую вы получите – обида.
Ирина АЧЕБИ
Фоты: портрет – из архива психолога, вторая фота – моя, коммент: «Детская морская экскурсия в Хургаде. Детишек развлекают специалисты из Детского центра (TUI»).
Октябрь 2011