MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01C97E46.30F01260" Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит данный обозреватель или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите обозреватель, поддерживающий веб-архивы, например Microsoft Internet Explorer. ------=_NextPart_01C97E46.30F01260 Content-Location: file:///C:/09123E47/analog.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii"
&=
nbsp; &nbs=
p; Аналогии:<=
/b>
Древний
Египет и
христианстk=
4;о.
= (Пр = 86;должение 3)
(+Дре=
;вний
Египет и
Древняя
Америка)
«Вмест= ;е с шумерами египтяне создали сам = 86;е раннее – хот= 103; ни в коей мере не примитивноk= 7; – свидетельсm= 0;во человеческl= 6;й мысли… Отпр = 72;вляясь в глубь веко= 074; к III тыс.до н.э., египтологи были озабочены вопросами, которые позже вновь возникли в европейскоl= 1; философии, н= 086; так и остались бе = 79; ответа и по сей день: вопрос о бытии и небытии, о значении смерти, о природе космоса и человека, о сущности времени, об основах человеческl= 6;го общества…***».<= /span> Попытаемся посмотреть, какие мысли, образы и понятия, вероятно, пришли в современнуn= 2; культуру из Древнего Египта, как они перерабатыk= 4;ались и адаптироваl= 3;ись на протяжении = 80; в условиях своего времени.
Рекоменда = 94;ии всем, кто заинтересуk= 7;тся данной темо = 81;, заключаютсn= 3; в том, чтобы обратиться = 82; тексту Библ = 80;и, иконографиl= 0; и древнеегипk= 7;тским письменным = 80; живописным источникам.
Фараон Эхнатон в се= 088;едине второго тысячелетиn= 3; до н.э. попытался впервые в истории Египта выделить и ввести в государствk= 7; единственнm= 9;й культ – куль= 090; бога Атона, чьим красноречиk= 4;ым символом он видел солнечный диск (или шар) в ясном небе. Многие связывают его идеи с уч= 1077;нием иудейских пророков о Едином Боге, с проповедя = 84;и Христа и, наконец, с провозглашk= 7;нием единобожия пророком Мухаммедом = 74; Древней Ара = 74;ии. Но есть неоспоримыk= 7; различия со всеми тремя конфессиямl= 0;.
Например= ;, Эхнатон отрицал существоваl= 5;ие всех других богов и божественнm= 9;х подобий – эт= 086; роднит его учение с исл= 072;мом, в котором не допускаетсn= 3; поклонение = 89;вятым и отдельно каким либо ипостасям Б = 86;га, как то Свято= 081; Дух. Однако он не запрещал из = 86;бражать Атона в виде солнечного диска и наоборот са = 84; создал данный художествеl= 5;ный образ, что противоречl= 0;т исламу в корне. И этот самый момен = 90; его сближае = 90; с христианс = 90;вом, в котором существует множество с = 80;мволически= 1093; образов: Святой Дух имеет вид го= 083;убя, спускающегl= 6;ся с небес, а Христа в ран= 085;ем христианстk= 4;е изображали = 74; виде рыбы и т.п. Но в христианстk= 4;е также принято поклонение иконам, что противоречl= 0;ло бы мнению Эх= 085;атона, окажись он в православнl= 6;м храме в наши дни.
Кроме того, монотеизм Эхнатона соотносилсn= 3; с современныl= 4; христианстk= 4;ом посредствоl= 4; аналогичноk= 5;о разложения Божественнl= 6;й сути на персонификk= 2;ции бога-отца, бога-сына - фараона и солярных проявлений бога в образ= 077; Ра и Атона. Вот как имен= 072; бога звучал = 80; в последние = 075;оды правления Эхнатона: «Ра-на-гориз= 086;нте-который= -радуется-на-= 1075;оризонте-во= ;-имя-Ра-Отца-к= оторый-прих = 86;ди-с-Атоном»= …
Что же касается иудаизма, то в ортодоксалn= 0;ном его смысле проповедуеm= 0;ся чистая идея Единого Бог = 72; без каких-либо Его изображениl= 1;.
Чем же стала для Египта реформа Эхнатона, мо= 078;но увидеть, приведя сравнение известного египтолога Артура Вейг = 72;лла. В нем он говорит, что, как и в современноl= 4; христианстk= 4;е, иконоборчеl= 9;кие идеи и запре= 090; на поклонение святым не найдут поддержки у верующих и даже вызову = 90; бурю протеста, та= 082; и в те далеки= 1077; времена навязываемk= 2;я пропаганда = 80;деи единства божества не могла быть воспринята. = 042; позднейшие времена древнеегипk= 7;тской истории даж = 77; в официальныm= 3; документах его имя не упоминали, а называли не иначе, как «великий подлец».
В результате фараон-рефо = 88;матор оказался жертвой собственноk= 5;о учения, и поплатился за него не только властью, но и жизнью. И Христос ста = 83; первой жертвой в зародившемl= 9;я христианстk= 4;е, являясь, при этом, по свое= 1081; сути продолжатеl= 3;ем древнего иудейского учения о единобожии.
Несмотря н= 072; то, что древнеегипk= 7;тская религия и христианстk= 4;о – вещи, как представляk= 7;тся, совсем несовместиl= 4;ые, и тут можно найти несколько схожих изоб = 88;азительных черт. Например, храмы. И хрис= 1090;ианские и древнееги = 87;етские храмы имеют запретную для непосвященl= 5;ых алтарную часть, множество и = 79;ображений святых и ипостасей Б = 86;га. В православнm= 9;х храмах это, в основном, иконы-образ = 72;, а в католическl= 0;х – рельефы и скульптуры; = 080; то, и другое можно было наблюдать и = 074; храмах Древнего Египта. Есть сходство и в основах архитектурl= 5;ого плана культовых построек, и, наконец, в самом проце = 89;се богослуженl= 0;я. Если вы сравните одну из выше= 087;еречисленн&= #1099;х конфессий с исламом, иуд= 072;измом, буддизмом и др., то не найдете сто = 83;ько же сходных черт.
3.Дре=
1074;неегипетск=
ие
солнечные
диски над го=
083;овами
богов –
светящиеся
нимбы над
головами
христианскl=
0;х
святых.
Многие интересующl= 0;е данной темо = 81; наверняка давно подметили условное сходство из = 86;бражения нимбов над головами святых и про= 088;оков на христианскl= 0;х иконах с изображениn= 3;ми солнечного диска на головах бол= 00;шинства божеств древнеегипk= 7;тского пантеона. На работах католическl= 0;х художников нимбы показаны в виде светящегосn= 3; кольца-обру = 95;а, опоясывающk= 7;го воображаемm= 1;ю сферическуn= 2; форму ауры святого над головой. На православнm= 9;х иконах это как бы солне= 095;ный диск, горящи= 081; за самим ликом, что тоже передает яркую чисту= 02; ауру святог = 86;. Возможно, и эта христиа = 85;ская художествеl= 5;ная традиция ведет свою историю от древнеегипk= 7;тской. Тем более чт= 086; на древнеегипk= 7;тских образцах можно проследить динамику трансформаm= 4;ии солнечного диска в нимб. <= /p>
= Бог Ануби = 89;
Умершая
в
образе
Осириса (дре=
074;неегип.погр=
еб.пелена)
=
Древн=
еег.богиня
Тихе (Поздни=
081;
период)
Примечате = 83;ьные параллели можно отметить, сравнивая историю о непорочном зачатии Дев = 99; Марии, которое осуществилl= 6;сь посредствоl= 4; снизошедшеk= 5;о на нее Свято= 075;о Духа от Господа, и ми= 1092; об Исиде, Осирисе и их сыне – Горе, в котором переплетенm= 9; сразу несколько отголосков библейских сюжетов.
Сет, злобны= 1081;, завистливыl= 1; брат доброг = 86; Осириса - оба &= #1086;ни созданы верховным божеством - убивает его, расчленяет тело и раскидываеm= 0; его части по всему Египт = 91; (очевидно, что само начало этог = 86; мифа напоми = 85;ает ветхозаветl= 5;ую историю об Авеле и Каин= 077;, хотя по некоторым версиям Сет - лишь справе = 76;ливый мститель за прелюбодеяl= 5;ие брата с его женой). Далее Исида, верна= 103; супруга Осириса, собирает ег = 86; тело, но ей не удается обнаружить сам детородный орган мужа (по записям Плутарха; по отдельным египетским источникам R= 11; орган найде = 85;, но Осирис вс= 077; равно мертв = 080; сам к зачатию, соответствk= 7;нно, не способен). И только с помощью необъяснимl= 6;го чуда она зач= 080;нает от духа Осир= 080;са и рождает сына Гора (в будущем – мстителя за отца, защитника доброты и справедливl= 6;сти на земле). Осирис же воскресает = 74; своем теле и возносится на Небеса (а эта часть мифа уже походит на н= 086;возаветную историю о Христе).
Но еще надо отметить, чт= 086; на протяжен = 80;и всей истори = 80; Древнего Египта роли божеств изменялись, дополнялисn= 0; или перетек = 72;ли от одного к другому. По словам Эрик = 72; Хорнунга, вы= 076;ающегося ученого и одного из самых влиятельныm= 3; исследоватk= 7;лей египетской религии: «Египетскиk= 7; боги в своей постоянно меняющейся природе и пр= 086;явлениях напоминали те храмы страны, кото= 088;ые никогда не были достроены или заверше = 85;ы, но были постоянно « = 74; процессе возведения&raqu= o;».* Поэтому и новые христианскl= 0;е идеи были переработаl= 5;ы в рамках существоваk= 4;ших, более понят = 85;ых народу традиций, и эти идеи тож= 077; не закостен = 77;ли, а получали н= 072; раннем этап = 77; все новое и новое развитие на пример древнеегипk= 7;тских.
« = 53;екоторые мотивы древнеегипk= 7;тской мифологии, попав в иную культурную среду, подве= 088;глись значительнl= 6;й переработкk= 7;, на их основе возникли качественнl= 6; новые образ = 99; и решения».** И не удивительнl= 6;, что коптско = 77; христианстk= 4;о вобрало в себя множество древнеегипk= 7;тских образов. Коснемся, на наш взгляд, самых ярких примеров.
О
нескольких
параллелях
уже
упоминалосn=
0; в
первых
частях
«аналогий»,
но то в
основном
касалось
всего
христианстk=
4;а
в целом, сейч=
1072;с
же обратимс=
03;
к раннему
христианстk=
4;у
– коптскому.
Здесь одним
из самых
наглядных
образцов
представляk=
7;тся
сходство ху
=
76;ожественно=
1075;о
отображениn=
3;
зооморфных
(подобных
животным)
божеств
Древнего
Египта и
раннехристl=
0;анских
святых:
образы св.Хр=
080;стофора
Кинокефала
(«Псеглавца&raq=
uo;)
и двух коптс=
082;их
святых с
собачьими
головами –
Ахракаса и
Аугани
напоминают
бога
бальзамироk=
4;ания
Анубиса,
который тож
=
77;
изображалсn=
3;
с песьей гол=
086;вой.
Изображениn=
3;
анхов
(символы
жизни в Др.Ег=
1080;пте)
повсеместнl=
6;
соседствовk=
2;ли
с коптскими
крестами.
Языческая и
христианскk=
2;я
символика
тесно
переплетаеm=
0;ся
повсеместнl=
6;.
Но также в
раннехристl=
0;анскую
культуру
попадают и
образы
античной
мифологии,
уже
прижившейсn=
3;
в Древнем
Египте на
позднем
этапе его
истории. Оче=
085;ь
интересен, к
примеру,
такой факт,
что
эллинские
эроты
(младенцы с
крылышками)
становятся
христианскl=
0;ми
ангелами.
Н=
1072;
коптских
тканях можн
=
86;
видеть сцен
=
99;,
тем или иным
образом
связанные с
нильской пр
=
80;родой,
почти без
изменений
заимствоваl=
5;ные
из
древнеегипk=
7;тских
гробничных
росписей и
рельефов.
До наших дней дошли даже египетские фрагменты молитв, где о помощи взывается сразу к нескольким божественнm= 9;м сущностям разных религий: Хору, Адонаю, Саваофу и Иисусу Хрис = 90;у! И это в одной молитве!
«Египтяне обожествляl= 3;и практическl= 0; все проявления живой и неживой при = 88;оды. Это преклонениk= 7; перед силам = 80; и образами природы не могло исчезнуть с принятием х = 88;истианства, а лишь слегк= 072; трансформиl= 8;овалось, обретя ново = 77; содержание&raqu= o;.**
Если внимательнl= 6; изучать религию Древнего Египта, то не останется секретом, что, по сути, не только религия Эхнатона, можно сказа = 90;ь, являлась монотеистиm= 5;еской. Культ одног = 86; из старейши = 93; божеств – Ам= 086;на имел немало черт современныm= 3; монотеистиm= 5;еских религий. Нес= 084;отря на то, что он и имел свое условное из = 86;бражение, его имя переводитсn= 3; как «Сокрыт = 99;й», т.е. это и «невидимый&raqu= o;, и «скрывающиl= 1; тайну (или знание)». Другие божества в определеннm= 9;е периоды поним= ались лишь как его ипостаси наподобие христианскl= 0;х святых. Сам Амон оставался при этом верховным и единственнm= 9;м богом, не имевшим себ = 77; равных.
Найти параллели можно также, сравнивая с = 86;лнечные проявления бога Ра и христианскm= 1;ю Троицу. Ра, рождающийсn= 3; утром на востоке, скользящий по небу днем и «умирающий&raqu= o; на западе имел отдельные имена, разну= 102; символику, и= 089;торию и изображениn= 3;. Нередко в простонароk= 6;ье эти проявления считались отдельными = 73;ожествами. Однако, согласно официальноl= 1; «теологиче= 1089;кой доктр= ;ине» того времен = 80; все они являлись од = 85;им существом. Здесь упомянем и т= 072;кую интересную сторону исследуемоk= 5;о вопроса, как то, что сам фараон считался одновременl= 5;о и сыном бога (Осириса или Ра) и одновременl= 5;о проявлениеl= 4; самого бога = 085;а земле, т.е. был почти тождественk= 7;н ему.
Идея жертвенносm= 0;и в религиозноl= 4; смысле тоже имела свое место и множественl= 5;о отражена в древнеегипk= 7;тских документах. = 054;дин из примеров = 074; своей книге «Тутанхамоl= 5;» приводит известный а = 88;хеолог-егип&= #1090;олог Кристиана Дерош-Нобль = 82;ур. Описывая артефакты и = 79; гробницы, он= 072; приводит ка = 82; образец, под= 090;верждающий ее мысль, рит= 1091;альный сундук, имеющий сложную символику: «Здесь имя царя, вероятно, заменяет им= 03; бога: сын бога теперь представлеl= 5; в качестве высшего жертвопринl= 6;шения. Этот далеко = 085;е единственнm= 9;й пример сходства египетских культов с христианскl= 6;й литургией: цари, сын сол= 1085;ца, предлагал свое собственноk= 7; имя (а имя счи&= #1090;алось не просто словом, а частью суще = 89;тва – И.А.) в жертву богу».
7.Древн= ий Египет – Древняя Америка.
Еще очень любопытно выделяются общие черты двух древни = 93; цивилизациl= 1;: Древнего Ег = 80;пта и доколумбовl= 6;й Америки. Есл= 080; здесь и присутствуk= 7;т некая связь, преемственl= 5;ость, то логично будет предп = 86;ложить, что именно древнеамерl= 0;канская культура наследовалk= 2; египетские черты, т.к. она более молод = 72;я.
Первое, что сразу бросается в глаза – это строительсm= 0;во таких грандиозныm= 3; культовых сооружений как пирамид = 99;. В Древней Америке это, как правило, ступенчатыk= 7; пирамиды, но и такие пирамиды были в Древн= 077;м Египте и несколько и = 79; них выстоял = 80; до наших дней.
Далее – мифы. Схожие черты в них: некоторые б = 86;ги описаны как светлокожиk= 7;, светловолоl= 9;ые и голубоглазm= 9;е подобия люд = 77;й, спустившиеl= 9;я с Небес и научившие людей земледелию, ремеслам и т.д, и снова вознесшиесn= 3; на Небо. Например, можно сравнить двух главны = 93; божеств эти = 93; культур: Кетцалькоаm= 0;ля в Америке (народ майа, Мексика) и Осириса. При этом Кетца= лькоатль иногда появлялся в = 086;бразе змея (огромной змеи). Так как он некогда был царем людей, то и впоследствl= 0;и остался покровителk= 7;м власти. А в Египте символом царской власти и ее охранителеl= 4; являлся уре = 81; – змей (змея), фигура которого по = 84;ещалась на царскую корону фараонов. Касаясь вопроса облачения, можно увидеть и сходство самих корон (= 1103;стреб или сокол, распластавm= 6;ие крылья по об= 077; стороны гол = 86;в царских осо = 73;) и парадных набедренниl= 2;ов.
Древнеинд = 77;йский правитель в саркофаге.
Много схожего можно найти = 080; похоронных обрядах, например, мумификациn= 3;, возложение = 87;огребально= 1081; маски на лиц= 086; умершего и т.д. и т.п. И в то= 081; и другой культуре письменносm= 0;ь была основана на иероглифичk= 7;ских знаках.
Конечно, возможно, чт= 086; это простые совпадения, = 085;о все большем = 91; числу исследоватk= 7;лей в последнее время представляk= 7;тся, что контакт = 99; между этими цивилизациn= 3;ми существоваl= 3;и с самых древних времен.
Пира&=
#1084;ида
Джосера
(Египет)
Пирам= ;ида цивилизациl= 0; Майа (Мексик= 072;)
Использов
=
72;на
литература:
Кристиана Дерош-Нобль = 82;ур. Тутанхамон. Москва, 2003. (пун= 082;ты статьи 1,6)
Ян Шоу. Древний Египет. М., 2006
Пирамиды. М.: «Слово», 1995 (7)
Египетско = 77; искусство в ГМИИ им.Пушкина. С.Ходжаш. М., 1971 (3)
* Eric<=
span
lang=3DEN-US> H=
ornung.
Conception of God in Ancient
**Копты: Египет без фараонов. Е.Г.Толмачев= 072;. М., 2003 (5)
*** Eric Hornu=
ng. Idea
into Image.
И.А=
;чеби
2008