Главная страница

 

Древние города Египта

 

Каир

 

Эдфу

 

Ком Омбо

 

Асуан

 

Александрия

 

Луксор

Луксор - самый посещаемый русскими туристами город Египта. На внешний вид он представляет собой смесь из трёх составляющих: с одной стороны современные строения, асфальтированные широкие улицы, комфортабельные теплоходы, стоящие у пристани, освещающие своими яркими огнями воды безмятежного Нила. С другой - многочисленные древние сооружения, встречающиеся прямо среди жилых домов. С третьей - жители города, которые практически все живут по старому, традиционно арабскому укладу жизни. На улицах города можно увидеть коз, спокойно объедающих листья с кустарников.

История Луксора (одно из его названий Уаст, что в переводе означает "город южных женщин", "защищенная деревня") уходит далеко в древность и начинается уже со времен правления двенадцатой династии фараонов (1991 год до н. э.). Тогда он назывался Фивы. Здесь зародился новый культ бога солнца Амона. Существовавший ранее культ бога Ра, согласно которому всем живым существам Ра обещал аналогичную жизнь в загробном царстве: фараон оставался фараоном, жрец жрецом, крестьянин крестьянином, перестал удовлетворять потребностям развивающегося государства. Потребовались изменения в религии. Этому способствовали исторические события, позволившие культу Амона занять главенствующие позиции. Во время правления 12-й династии (Среднее царство) азы были заложены. А после изгнания гиксосов и укрепления статуса столицы Фивы фараонами 18-й династии (Новое царство), Амон окончательно выделился из всего пантеона. Бог солнца Амон, как первичный и вездесущий, обещал позаботиться о каждом живом существе, о каждом забытом и обездоленном. Амон считался отцом всех других богов. Он вместе со своей женой Мут - богиней неба и сыном - лунным божеством Хонсу, составляли Фиванскую Триаду. Изображался Амон в виде человека в короне с двумя белыми перьями - "атеф" или в виде барана. Культ Амона и культ Ра некоторое время продолжали существовать параллельно. Но вскоре соединились в единый культ бога солнца Амона Ра. Теперь он изображался в виде человека в короне "атеф" и с солнечным диском. К священным животным Амона Ра отнесли барана, жука-скарабея, белого гуся и белую змею. Центром всех этих религиозных реформ и стали Фивы.

Фивы делятся на две части: восточная и западная сторона, разделяющиеся Нилом. Запад, или как его называли тогда, Аменти, предназначался для мёртвых. Там располагались гробницы и заупокойные храмы фараонов. По поверью это и было царство мертвых - Дуат. Не каждому разрешалось просто так ходить туда. На восточной стороне, которая предназначалась для живых, возводились города и поселения. Но в отличие от сооружений западного берега, выполненных из камня, жилые помещения строились из кирпича-сырца и глины. Поэтому не сохранились до наших времен.

В настоящее время на западном берегу находятся поселения, расположенные прямо рядом с памятниками древности. Правительство собиралось построить здесь комплекс для туристов. Живущих на этом месте людей, предполагалось переселить на восточный берег, но они отказались. Остались жить в своих домах. Слишком выгодно обитать рядом с раскопками и постоянными местами посещения туристов.

Гробницы древних египтян представляют наиболее увлекательное зрелище, имея при этом огромную историческую ценность. Именно их стены поведали нам о жизни Древнего Египта и об его выдающихся личностях. В настоящее время весь комплекс гробниц делят на Долину Царей, где похоронены фараоны, Долину Цариц, где расположены усыпальницы их жён и детей, и Долину знати, где были погребены люди из окружения фараона и богачи. Все эти захоронения датируются временем правления 18 - 20 династий (1580 - 1085 гг. до н. э.), т.е. период Нового Царства. В Долине Царей насчитывается 24 гробницы. В некоторых из них найдены захоронения нескольких фараонов. Но есть и такие правители, для которых выстроено по несколько гробниц. Иногда мумии приходилось перезахоранивать по несколько раз из-за грабителей или по другим причинам. От расхитителей должны были защищать различные ловушки, потайные ходы, ложные двери и небольшие таблички с проклятиями: "Смерть раскинет свои крыла над тем, кто нарушил покой фараона" или "Дух смерти обовьет шею грабителя и свернет ее, как гусиную". Но и это не помогало. Единственной, дошедшей до нас в не разграбленном состоянии гробницей, стала гробница фараона восемнадцатой династии Тутанхамона, которую обнаружил в 1922 году Говард Картер.

В гробнице Тутанхамона плохо сохранилась облицовка и многие барельефы попортились, кроме того, все сокровища перевезены в Каирский национальный музей, поэтому многие считают, что делать в ней нечего, но следует помнить, что каждая гробница отлична от другой, поэтому хотя бы ради сравнения сходить туда стоит. Тем более каждая усыпальница отражает характер своего хозяина.

В этом можно убедиться, осматривая две совершенно не похожих друг на друга, гробницы.

Первая построена для фараона 20 Династии (1200-1085 г.г. до н.э.) Рамзеса-IU , который жил в период, когда Египет переживал очередной спад. Этот фараон ничем значительным не выделился из всех одиннадцати Рамзесов, живших в то время. Не удивительно и то, что облицовка усыпальницы портится и слазит от воздуха, разговоров и вспышек фотоаппаратов. Поэтому гидам туда вход запрещен, и они просят всех молчать во время экскурсии. Длина гробницы - 66 метров. Широкий и высокий проход напоминает огромный коридор. Наклон не большой, так что вниз ведет не лестница, а пандус. Солнечный свет сопровождает нас достаточно долго. Сразу же от входа начинаются рисунки. В некоторых местах краски стертые, но они не тусклые. Наоборот, даже очень яркие. Проход короткий и вскоре во всей своей красе предстает главный зал. На стене изображен часто встречающийся барельеф: Богиня Мут (небо) лежит сверху бога Геба (земля), по краям бог воздуха Шу и богиня влаги - Тефнут, а между ними Осирис, Гор, Сет, Изида и Нефтис. Прически людей с белыми вкраплениями, хотя когда-то изображались насыщенно черными. Как это прекрасно смотреть на такое творение. По середине зала возвышенность, а на ней саркофаг. Вверх идет вертикальный проход, через который саркофаг и опустили. Далее по коридору мостик, а внизу овраг. От нижнего уровня отходят глубокие коридоры, заканчивающиеся тупиком. При движении к выходу, вы снова очутитесь в главном зале.

Вторая находится на вершине скалы. К ней ведёт крутая лестница без видимого конца. Здесь можно рассмотреть схему гробницы. Обращает внимание широкий и глубокий колодец. Если расхититель гробниц попадал в коридор, то он падал в колодец. На его стене имеется проход. Если попасть в него, уже не спастись - ловушка. Это гробница Тутмоса III (18 династия).

Забравшись примерно на высоту пятиэтажного дома, понимаешь, что это не конец пути, а скорее начало. Дальше дорога спускается внутрь скалы. Проход очень узкий, так что идти придется по одному. Потолок низкий и неровный, такой, что иногда надо будет практически лежа проползать по лестнице. Ступени редкие и крутые. Солнечный свет вскоре исчезнет совсем, и станет темно, мрачно и холодно. Освещение от установленных внизу ламп плохое. Воздух совсем другой, какой-то холодный, не спертый, но тяжелый. Пахнет камнем. Пройдя через узкий коридор, ведущий вниз, и оказавшись на мостике через небольшой овражек, проход снова поведет вниз. Временами он становится крутой, под ногами плохо видно но, вскоре лестница закончится, оказываешься в главной камере. Квадратная комната, плохо освещенная, с расписными стенами предстанет во всей красе. Рисунки прерываются темными проходами, которые расположены с двух сторон. Если заглянуть в проход, то видно, что он совсем не освещается и как будто уходит никуда или в само загробное царство, про которое так подробно описывается на стенах гробницы. Все стены в цветных росписях. Кажется, что мастер, который расписывал стены, только что закончил свою работу. Цвета в основном черные, красные и синие. Изображения высотой около 50 см идут рядами, начиная с потолка, и заканчиваясь у самого пола. С древних росписей на вас глядят древние люди, боги, мифические существа. Никакая фотография, никакой текст не сможет отразить истинную сущность изделия, его формы, размеры. Вот душа Тутмоса III, вот суд в зале двух истин, вот бог Анубис в красных одеждах, вот и сам Осирис - повелитель загробного царства. Посередине зала стоит каменное сооружение, напоминающее нижнюю часть саркофага, на котором высечены иероглифы.

Чтобы лучше понять смысл изображений, надо посмотреть на них глазами древнего египтянина. По представлению египтян, человек состоял из нескольких частей: Саху - духовное тело, Ху - дух, Ба - душа, Ка - жизненная сила или двойник, Сехем - сила, Аб - сердце, Хайбит - тень, Рен - имя, Хат - физическое тело. После смерти физического тела Хат, единство нарушалось. Для того, чтобы воскреснуть в загробном царстве, необходимо было собрать все составляющие снова.

Ка жила в гробнице, в мумии, статуэтках или в изображении хозяина. Она изображалась в виде поднятых к небу рук с развернутыми ладонями. Но Ка имел лишь фараон и приближённые к нему особы. Ба же была у каждого живущего. Она изображалась в виде птицы с человеческой головой. Именно душе предстояло отправиться в царство мертвых. И воссоединиться с остальными составляющими. Первым этапом являлся подземный мир, где жили демоны-разрушители. Здесь находилось девять дверей, за которыми скрывались испытания. Одно из них представало в виде змеи, кольца которой означали привязанность к земной жизни. Чтобы пройти через это испытание, должно было открыться собственное зрение. В помощь этому при захоронении проводилась церемония отверзания глаз. На втором этапе в подземном царстве душа должна была столкнуться с демонами тьмы, которые являлись в виде собственной тени, означающей все темные стороны человека. Если светлых сторон оказывалось больше, то открывался рот, а значит, приходила способность говорить, есть и пить.

Затем душа обретала имя Рен, вспомнив, кто она такая. После чего приходило осознание всего, что есть, было и будет. Именно в помощь этому проводилась церемония отверзания уст. Далее душа находила свое сердце Аб, чему соответствовала церемония отверзания сердца. Третьим этапом испытания являлось путешествие по загробной реке в ночной барке Месехтет вместе с богом солнца Ра. Оно длилось 12 часов. В первые 3 часа все шло спокойно, барка плыла по водам реки вдоль берегов, на которых другие души радостно приветствовали солнечного бога. Затем течение реки вместе с баркой устремлялось по крутому спуску вниз в сердце подземного мира. Постепенно вода иссякала и барка начинала скользить по песку. На 6 часу путешествия душа достигала глубин реки и попадала в гробницу Осириса (называемую в земной жизни Кенотаф). Здесь Ба должна была победить пространство и время, чтобы соединиться со своим телом Хат, подобно самому Осирису, воскресшему по легенде.

После этого душа обретает силу, способную пройти все препятствия и добраться до Зала Двух Истин Чертога Маат, где и свершится суд. На протяжении всего пути ей помогает бог Анубис. В Чертоге Маат - богини правды и справедливости душу уже ожидал Осирис, изображавшийся в виде человека с зеленой кожей в белых одеждах и 42 бога. Им она перечисляет по очереди все те грехи, которые не совершала при жизни

Список грехов был необъятен. В него входили и такие действия, которые с точки зрения современного человека грехами не являются. Например, ловить рыбу в священных водах или плохо о себе говорить. Затем Ба рассказывала, чего добилась в жизни. Бог Мудрости Тот брал сердце покойного и клал на одну чашу весов, а на вторую в противовес - перо истины Богини Маат. Если сердце человека грешно, то оно перевешивало перо. В этом случае сердце незамедлительно съедало чудовище Амут, изображавшееся в виде смеси различных животных. Здесь и приходила незамедлительно окончательная смерть. Сердце праведного человека оказывалось легче пера Маат, и душа допускалась на поля Иалу. В ином случае душа перевоплощалась, чтобы получить опыт в следующей жизни.

Аналогичные описания можно встретить на стенах большинства скальных гробниц Долины Царей. Именно благодаря этим изображениям современный человек может узнать, как представляли древние египтяне смерть.

Следует рассказать подробнее о фараоне Тутмосе-III и его предшественнице, так как они очень интересные и неординарные личности, оставившие огромный след в истории Древнего Египта. Тутмос III был сыном фараона 18 Династии Тутмоса-II, который, получив трон, женился на своей сестре по отцовской линии Хатшепсут.(Отца звали Тутмос-1). Во времена правления своего мужа Хатшепсут уже занималась практически всеми государственными делами, т. к. Тутмос-II часто болел. После смерти он оставил наследником Тутмоса III. Но Хатшепсут осталась у власти, сначала правила как регентша, а потом молодой фараон был совсем отстранен от дел. Хатшепсут поддерживало жречество, но чтобы официально править, она должна была стать фараоном, а не царицей. Вот почему на барельефах её изображали в мужской одежде и с бородой, символом мудрости и власти. У Хатшепсут было 2 дочери, но не было сына, который мог обеспечить продолжение рода. Тутмос III воспользовавшись сложившейся ситуацией, организовал заговор. Через 23 года правления, насильственным образом ему удается свергнуть царицу. Ненависть к ней была настолько велика, что многие ее изображения были уничтожены. Это считалось страшным наказанием для души царицы. Годы ее правления и достижения, совершенные ею, Тутмос-III причислил к своим, и даже запретил упоминать ее имя. Самое главное, что за время правления царицы, составляющие 23 года (1507-1484г. до н.э.), не было войн. Все спорные дела решались мирным путем. При этом Египет лишь богател и приобретал новых союзников. Египетские войска, введенные Тутмосом I в Палестину и Сирию, были выведены. Но страны продолжали сотрудничать. Из них по-прежнему привозились дорогие товары и украшения. Хатшепсут поддерживала торговлю между странами. Она организовала вторую в истории Египта экспедицию в загадочную по тем временам страну Пунт (Сомали). До этого туда отправлял экспедицию фараон Сакуре в 2750 году до н.э. Царица многое переняла из культуры той страны. Например, её поминальный храм архитектор и возлюбленный Синенмут возвел именно в таком стиле. Царица даже говорила, что построила свой Пунт.

Археологи так до сих пор и не нашли мумию царицы - фараона. А гробница архитектора Синенмута была разграблена ещё при жизни Тутмоса III. Та же участь постигла и других сторонников Хатшепсут. Но одна из ее дочерей впоследствии вышла замуж за Тутмоса III.

С появлением нового фараона начались войны. И хотя они приносили богатство в страну, из 17 военных походов ни один не был неудачным, мирные отношения с соседними странами были потеряны. О силе и мужестве Тутмоса-III было сложено много легенд, которые дошли до наших дней.

Храм царицы Хатшепсут расположен совсем рядом, вблизи деревни под названием Дейр-Эль-Бахари. К храму ведут ступени. Сам он вырублен в скале песочного цвета. Видно много огромных колонн и разных входов. Храм состоит из трех частей и является одним из великих сооружений в истории архитектуры. В первой части храма колонны с отделкой вверху и внизу. Одна из колонн особенно поражает. Сверху на ней высечено женское лицо, наверное, лицо самой хозяйки. Она смотрит гордо и слегка улыбаясь. Черты лица крупные, немного расширенные скулы, широковатый нос. Большая часть храма реставрируется. Но если все же туда заглянуть, то повеет прохладой, посредине возвышаются колонны, а на стенах красуются росписи, немного попорченные временем, но не потерявшие свою красоту.

Третья часть храма просто открытое помещение, стены которого покрыты росписями. На рисунках красуются древнеегипетские боги, участвующие в суде над душой в загробном мире. Виднеется проход и две ниши на противоположных стенах. Внутри них также изображения богов. Строение отражает характер ее хозяина. Гробница Тутмоса-III говорит о том, что он завоеватель, стратег. Усыпальница Рамзеса - о простоте его нрава. А в храме царицы Хатшепсут просматривается хозяйственность и забота, мягкость, гордость и величие.

Храм Аменхотепа-III когда то тоже стоял на западном берегу. Сейчас же о нём напоминают лишь два колосса, ранее находившиеся у входа в храм. К сожалению, землетрясения и наводнения уничтожили основную часть строения, но, судя по колоссам, это было громаднейшее и величественнейшее творение, не уступающее храму Хатшепсут. Два огромных гиганта, высотой в 20 метров, располагаются в низине и смотрят куда-то вдаль. Аменхотеп царственно восседает на троне, точнее два Аменхотепа. Кажется, что ничто: ни ветер, ни песок, ни землетрясения не смогут нарушить этот царственный покой.

Греки назвали памятник Колоссами Мемнона. Это название закрепилось за ним и дошло до наших дней именно в такой интерпретации. Аменхотеп I I I был правителем восемнадцатой династии. Он женился на простолюдинке, дочери заведующего скотом одного из провинциальных храмов. Тем самым он нарушил все обычаи, и законы того времени. Царица Ти оказалась умной женщиной и вскоре став соправительницей своего мужа, приблизила к фараону своих родственников. Среди них одну из высоких должностей занял брат Ти - Аи, который после периода правления Эхнатона и Тутанхамона, сам стал фараоном. Фараон очень любил свою жену и мать, поэтому, когда жители близлежащего поселения Ком-эль-Хеттан слышали странный звук, исходящий от колоссов, думали, что он плачет и зовёт своих близких, изображения которых разрушились. Но в последствии учёные выяснили, что звук получается из-за того, что ветер попадает в трещину, образовавшуюся из-за землетрясений. Когда её заделали, Аменхотеп перестал "плакать".

Самые главные достопримечательности восточного берега Нила - храм Карнак и Луксорский храм. Они находятся рядом, почти в самом центре города и оба посвящены богу Амону Ра. Армия сфинксов, возлежащая с гордо поднятыми бараньими головами, смотрит на проходящих мимо туристов. Такая же дорожка соединяет Луксорский и Карнакский храм, а от Луксорского спускается к Нилу. За огромными стенами с пилонами (наклонными башнями), которые похожи больше на стены средневековой крепости, находится двор, который окружают неприступные, необъятных размеров стены. Они напоминают крепость. Стены не только высоченные, но и очень толстые. Они стоят рядом с огромными частями храма, соединяя их в единый комплекс. В середине ещё расположены колонны и сфинкс.

В первом храме у изображенных на статуях людей, ноги чем-то обмотаны, а руки скрещены на груди. Почти у всех статуй головы попорчены, но можно понять, что изображены фараоны или боги, т.к. у всех бороды - символ власти. В следующий зал ведет пандус. Этот зал закрыт потолком, колоннами, различными переходами и стенами, украшенными барельефами. На одной из стен изображен человек - это бог плодородия. О нем существует такая легенда. Однажды все мужчины ушли на войну, и в деревне остался лишь один мужчина, косой и хромой, который не годился воевать. Когда война закончилась, и мужчины вернулись домой, то увидели, что все их жены беременные. Тогда они решили наказать виновного и отрубили ему одну руку и одну ногу. А бог Амон Ра, узнав об этой истории, сделал наказанного мужчину богом плодородия.

Каменные возвышения и проходы в другие храмы поражают своим величием. В одном из них расположены большие статуи фараонов. На некоторых фараоны сидят, а на других стоят со скрещенными на груди руками. Почти у всех не сохранились головы, а у некоторых остались только ноги. Статуи располагаются симметрично, а в средине зала построены колонны. Если обойти постройки, можно увидеть небольшое озеро. Это бассейн древних жрецов. Рядом располагается невысокая каменная плита, на которой восседает каменный скарабей. В этом озере фараон совершал омовение, затем молился и шёл к скарабею. Он ходил вокруг него по часовой стрелке, как ходит по горизонту солнце. Если вы хотите, чтобы ваши желания исполнились, обойдите скарабея 7 раз.

В общем, Карнак представляет собой целый комплекс храмов, строившихся во времена разных фараонов с восемнадцатой по двадцать первую династии. Этот комплекс строили около 2000 лет разные фараоны. Обычно со смертью фараона прекращалось и начатое им строительство храмов и гробниц. Начиная с XVIII династии, практически каждый фараон вносил свой вклад в строительство этого храма. Здесь строили и Тутмосы, и Хатшепсут, и Аменхотепы, и Рамзесы. Самая большая зона занимает около 30 гектаров.

Храм Луксора был возведён Аменхотепом III, который прославился, как великий строитель. Действительно этот правитель построил очень много.

В Луксоре древность напоминает о себе практически на каждом шагу. Так, например, копии изображений со стен гробниц и храмов можно обнаружить у входа в помещение музея парфюма или базальтовую фабрику. Перед входом на фабрику, прямо на улице мастера демонстрируют технику изготовления поделок из камня, чаще всего это алебастровые вазы. Внутри такой фабрики есть специальный магазин, все полки которого заставлены копиями статуэток древнеегипетских богов различных размеров. Здесь можно купить и маленькую пирамиду, и Великого Сфинкса, и Анубиса, но чаще всего встречается статуэтка черной кошки - богини любви и веселья Бастет. Изделия с базальтовой фабрики и вправду хорошего качества, сделанные из настоящего камня, в отличие от тех, которые предлагают уличные торговцы.

Для любителей парфюма можно порекомендовать посещение музея или фабрики парфюма, где подробно расскажут и продемонстрируют лучшие запахи. Родина духов в Древнем Египте и некоторые секреты производства все же сохранились. Масляные вытяжки из растений с чудесным ароматом отправляются по всему миру, превращаясь в такие известные духи, как "Шанель", "Опиум" и другие. Как и везде будут скидки - покупая 3 флакона, получаете четвертый в подарок. Цены тоже вполне приемлемые: флакон с 25мл духов стоит 10 долларов.

У достопримечательностей путешественников встречают торговцы. Они окружают путешественников, которые в свою очередь пытаются скорее добраться до той территории, на которой торговля запрещена. Продавцы протягивают к туристам изделия собственного производства: чаще всего статуэтки в виде черной сидячей кошки - Богиню Бастет, папирусы или фотографии. При этом они по-русски выкрикивают: "дешево", "один фунт", "десять фунтов", даже "кис-кис" или "мяу-мяу". Один из таких предприимчивых продавцов непрерывно произносил: "Халява, халява", чем приводил в восторг проходящих мимо. Некоторые туристы останавливаются, и тогда начинается яростная торговля. В таких местах почти все сувениры оказываются чаще всего подделкой. Статуэтки из гипса или пластмассы, а папирусы из банановой кожуры, хотя хозяин изделия будет утверждать, что статуэтка из натурального камня, а папирус самый что ни на есть настоящий. Это можно легко проверить: если поскрести чем-нибудь твердым по статуэтке, то краска сотрется, останется белое пятно, к тому же камень тяжелый, а пластмасса легкая. Если же просмотреть папирус на свет, то внутри его проявится сетчатость и вкрапления из темных точек, а банановая кожура даст другой рисунок. Продавец будет комкать в руке и расправлять лист папируса, но это не доказательство его истинного происхождения. Конечно, эти люди иногда мешают осмотру достопримечательностей, но ради полученного удовольствия от увиденного стоит не обращать на навязчивых продавцов внимание или отнестись к ним как к ещё одному проявлению местного колорита.

Всё это придаёт неповторимость Луксору, без которой в нём не было бы столь интересно. Этот город один из самых богатых на достопримечательности городов, которому следует уделить максимум времени.

 

Елена Хвощёва

 

Hosted by uCoz